КАК ИСКАТЬ РАБОТУ. Разговор без слов
26.05.2010 10:00
—
Новости Общества
|
Собеседование - решающий этап в процессе трудоустройства. Если вы до него добрались - значит, все предыдущие стадии уже успешно пройдены. Ваше резюме приглянулось специалисту по кадрам, ваши знания, навыки и опыт соответствуют требованиям компании. Дальше дело за малым - осталось всего лишь договориться о деталях. И все же именно здесь, на собеседовании с работодателем, спотыкаются многие соискатели. Причем проваливаются на таких, казалось бы, мелочах… Разговор без слов Остановись, мгновенье Рядовое собеседование длится не так уж и долго - всего каких-нибудь 20-30 минут. Но за это небольшое время соискателю надо успеть многое: привыкнуть к новой обстановке, расслабиться и удобно устроиться, найти общий язык с менеджером по персоналу, наилучшим образом представить все свои способности и профессиональные навыки, грамотно ответить на сложные и каверзные вопросы, расспросить об условиях труда в новой компании и выведать возможные карьерные перспективы… Словом, провести большую работу. Однако многие психологи утверждают, что даже этих нескольких десятков минут у вас не будет. Считается, что свое мнение о собеседнике человек составляет в самые первые мгновения общения. Одни говорят о решающих 6 секундах, другие - о нескольких минутах. Не столь важно. Главное, что за эти "крохи" времени соискатель никак не сможет выложить все козыри. Получается, едва вы успели войти в кабинет и поздороваться, а специалист по кадрам уже решил - брать вас на работу или нет. Эти выводы отчасти подтверждаются результатами опроса, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. Оказывается, треть специалистов по кадрам принимает предварительное решение о найме сотрудника в первые 10 минут, то есть задолго до окончания разговора.
На основании чего они делают свои выводы? Как складывается впечатление о человеке? Наталья Гузовская, бизнес-тренер, коуч:"Согласно исследованиям, 55% информации передается через внешний вид собеседника и невербалику, то есть мимику и жесты. 38% данных несет голос, манера речи, то есть то, КАК мы говорим. И только 7% сведений человек получает от нас непосредственно через вербальное сообщение. Соответственно, то, КАК мы выглядим и КАК себя преподносим, может рассказать о нас намного больше, чем то, ЧТО мы говорим. Этим правилом в университете пользовались многие студенты: "На экзамене главное - не молчать". И действительно, это срабатывает. Человек, даже не зная конкретного ответа на вопрос, подстраивается под преподавателя, начинает его "убалтывать" и в итоге наскребает хотя бы на тройку. Большинство людей считывают простейшие невербальные посылы на бессознательном уровне. Говорят, что женщинам это удается лучше, чем мужчинам. И конечно, специалисты по кадрам тоже волей-неволей воспринимают невербальные сигналы". Подай мне знак Итак, получается, что большую часть информации рекрутер считывает с внешнего вида соискателя, его жестов, мимики, манеры держаться. А значит, этим "мелочам" стоит уделить не меньше внимания, чем продумыванию содержания будущего разговора. На тему невербальной коммуникации написаны многочисленные и весьма увесистые тома книг самых разнообразных авторов. Если кратко подытожить их рассуждения относительно внешнего вида, то можно сказать, что для соискателя на собеседовании в одежде главное - опрятность. Компании сильно отличаются друг от друга своей корпоративной культурой: в одном месте нельзя появиться без галстука, в другом - на работу ходят исключительно в джинсах. Тем не менее, сразу угадать нравы, принятые в той или иной организации, довольно сложно, поэтому лучше одеться нейтрально. Оптимальным вариантом считается наряд неброских тонов, решенный в деловом стиле, причем, как для мужчин, так и для женщин. Кстати, последних специалисты также предостерегают от чрезмерного увлечения косметикой, парфюмерией или яркими аксессуарами. Встречают соискателей не только по одежке, но и по умению преподнести себя. Специалисты рекомендуют во время собеседования следить за своей осанкой (не сутулиться и не "разваливаться" в кресле), избегать закрытых поз (со скрещенными руками и ногами), нервных жестов (например, постукивание пальцами по столу или непрерывное покачивание ногой), "бегающих" или "сверлящих" глаз. Чтобы обезопасить себя от неосознанных нервных движений, советуют взять с собой на собеседование ручку и блокнот и делать пометки - это поможет "занять" руки и скрыть волнение. И конечно, еще никому не помешала привычка дружелюбно улыбаться собеседнику. Немало может рассказать о соискателе и его манера говорить. Особенно тщательно рекрутер будет следить за речью тех специалистов, чья последующая работа будет связана с коммуникацией и общением. Здесь главное правило - не давать волю эмоциям, не "проглатывать" в спешке слова, не заполнять паузы "паразитами". В целом, ясный голос и внятная манера произношения располагают к себе собеседника и дают негласный сигнал: "этот человек спокоен и уверен в себе". Экспертный совет Существует множество советов и рекомендаций по невербальному деловому общению. Но, может быть, это все только домыслы психологов. Обращают ли специалисты по кадрам внимание на эти "мелочи"? Следят ли они на собеседовании за невербальными сигналами? И насколько сильно они влияют на принятие итогового решения? Олеся Соловьева, заместитель директора по персоналу компании NERO Electronics "При проведении собеседования с потенциальным кандидатом я обязательно обращаю внимание на невербальные сигналы. Здесь соискатели порой допускают ошибки. Могу привести несколько примеров. Например, недавно претендент на должность руководителя департамента во время разговора со мной все время крутился на стуле. Также кандидаты порой приходят на собеседования в одежде неделового стиля. Еще я обращаю внимание на жестикуляцию, которая может многое рассказать о человеке. Конечно, все это не является решающим фактором при оценке кандидата, но все же внимание привлекает и выступает либо за кандидата, либо против него". Елена Секевич, начальник отдела рекрутинга ГК "Алютех" "В нашей компании мы проводим комплексную оценку компетенций кандидата на этапе подбора. И конечно, в эту систему входит анализ коммуникативных навыков и поведенческих характеристик соискателя. Обращая внимание на вербальные и невербальные средства коммуникации кандидата, мы учитываем степень влияния данных способностей на результат его работы. И как вы понимаете, для каждой должности существует определенный перечень компетенций. Для некоторых вакансий данные способности являются решающими при приеме на работу. Например, если я веду подбор кандидатов на позицию специалиста по экспорту, который должен осуществлять прямое общение с клиентами на внешних рынках, вместе с прочими навыками я буду обращать внимание на следующие компетенции: устная и письменная коммуникации, навыки делового общения, невербальное поведение (поза, жесты, мимика, характеристики голоса, организация личного пространства). Также важную роль будет играть способность соискателей правильно выбрать деловой стиль в одежде". Настасья Бастова Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Собеседование - решающий этап в процессе трудоустройства. Но именно на нем - причем, порой на незначительных мелочах, спотыкаю...
|
|