Самые злостные нарушители на дорогах, пожалуй, мотоциклисты. За последнее время число аварий с их участием все увеличивается. Владельцы двухколесных байков на огромной скорости проносятся по городским улицам, шумным магистралям, да и в небольших населенных пунктах таких «летящих вдаль» хватает. Автомобилисты на них сетуют, прохожие боятся. А сами мотоциклисты порой и не задумываются, что может случиться с ними, не защищенными в отличие от автомобилистов подушкой безопасности, на дороге.
Вместе со старшим инспектором спецподразделения ДПС «Стрела» МВД Дмитрием Макаренко садимся в служебную машину. Сегодня наша задача — выехать за кольцевую и проследить, сколько мотоциклистов пронесется мимо нас без шлемов, сколько — с превышенной скоростью. Выбираем могилевское направление, вместе с нами отправляется и член байкерского клуба Эдуард Бельский. На дороге в буквальном смысле не протолкнуться: пятница, на часах — около пяти вечера, машины сплошным потоком едут за город. Останавливаемся на обочине. Не проходит и нескольких минут, как вдалеке появляется первый мотоциклист. Судя по всему, скоростной режим соблюдает. Сотрудник ГАИ жезлом показывает: нужно остановиться.
Красный байк сверкает на солнце, вижу, что водитель чувствует себя как–то неуверенно.
— Что, первый раз на мотоцикле? — хлопаю ладонью по железному бензобаку.
— Да вот только что купил, даже еще на учет не поставил, — не нарадуется приобретению водитель. — Проехал шесть километров, и сразу ГАИ остановила. Но должно же быть боевое крещение!
Честно признаться, раньше я и сама бы с радостью села за руль мотоцикла. Ветер в лицо, свобода, романтика. Но от последних сводок ГАИ оптимизма во мне как–то поубавилось. Представила, как лечу с новенького скутера в придорожные кусты, и от идеи заполучить такой транспорт отказалась.
— Ничего страшного в мотоцикле нет, — словно читает мои мысли владелец двухколесного. — Я вот больше семидесяти не езжу. Да и шлем постоянно надеваю!
Что говорить, бдительных байкеров на дорогах полным–полно, но еще больше «всадников без головы». По словам начальника службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Евгения Лапца, в летнее время число аварий с участием мотоциклов увеличивается.
— Чаще всего ДТП случаются в небольших населенных пунктах. За руль садятся подростки, которые берут мотоциклы у пап, дедушек, — не раз сталкивался с такими ситуациями Евгений Иванович. — Гоняют по узким улочкам без мотошлемов, думают, что хватит сноровки вовремя затормозить. Но удача не всегда на их стороне.
Так, к примеру, недавно в течение несколько часов в разных районах страны произошли сразу три аварии с участием мотоциклистов. 23–летний байкер без водительского удостоверения на стареньком ИЖ наехал на собственного брата. Тот погиб на месте, а водителя, который ко всему прочему был без шлема, доставили в реанимацию. В Пуховичском районе похожий случай: «Днепр» опрокинулся на закруглении дороги, ни у водителя, ни у пассажира не было шлемов. Поездка с ветерком закончилась трагедией.
Пока вспоминаю эти истории, инспектор ДПС предлагает заехать в ближайший городской поселок Смиловичи. Только спускаемся с трассы — и вот уже первые «клиенты». Двое ребят на скутере: водитель, как позже оказалось, 15–летний паренек, в шлеме. А вот пассажир защиту, похоже, забыл дома.
— Ребята, ну что вы без шлемов катаетесь? — подходит к мальчуганам байкер Эдуард Бельский. — Я уже столько лет за рулем мотоцикла и то себе такого не позволяю. Смотрите, полностью экипирован: локти, плечи. Знаете, что «асфальтная болезнь» плохо лечится?
Подростки смущенно отводят в сторону глаза. Кто знает, послушаются ли советов взрослого дядьки? А может, в следующий раз снова сядут на юркую двухколесную машинку, чтобы произвести впечатление на соседских сверстников? Пока байкер по–отцовски проверяет, правильно ли застегнут шлем у юного мотоциклиста, интересуюсь у инспектора, как можно привлечь к ответственности несовершеннолетних.
— Составляем административный протокол и направляем в комиссию по делам несовершеннолетних, — просвещает тот меня. — Там уже решают, как наказать. Возможно, родителям придется выплатить штраф. Ведь водить мотоцикл можно только с 16 лет, нужно иметь водительские права категории «А». А практика показывает, что и 12–летние садятся за руль.
Как контролировать таких нарушителей, ведь за каждым не уследишь? Сотрудники ГАИ объясняют, что нужно соблюдать скоростной режим, стараться быстро тормозить, учиться быть заметным для других участников дорожного движения. Только вот судя по количеству аварий немногие прислушиваются.
Возвращалась домой по проспекту. Мимо с оглушающим ревом пронесся мотоциклист: сразу вспомнила рассказы сотрудников ГАИ о жутких авариях. Оставалось только понадеяться, что этот байкер не попадет в очередные сводки...