Деревня Осовец Белыничского района известна необычной традицией — здесь варят пиво. Местное пиво отличается от покупного: темное, густое, пахучее. Но у каждой хозяйки хмельной напиток все равно получается со своим вкусом. Кто–то добавляет больше хмеля, кто–то использует особенную технологию подготовки ячменя. А вот Лидия Бобкова, унаследовавшая рецепт хмельного напитка от своей бабушки, считает, что его качество зависит даже от... настроения, с которым хозяйка приступает к работе.
Лидия Андреевна в Осовце — признанный мастер пивоварения. Хотя готовила этот напиток нечасто. В молодости, признается, и вовсе забросила ремесло — недосуг было. Вспомнила о нем, когда в Осовце организовался коллектив народной песни. Восемь жительниц деревни собирались в красном уголке фермы и пели. Сначала, что называется, для души. Но спустя какое–то время о фольклорном коллективе узнали в районе. И, прослушав, сразу же пригласили выступить на празднике. Правда, поставили одно условие: кроме песен, надо привезти с собой какую–либо изюминку. Это требование поначалу поставило самодеятельных певиц в тупик.
— Может, свое пиво сварим? — предложила Бобкова.
— Хорошо бы, — согласились подруги. И тут же поинтересовались, кто этим заниматься будет.
— Я и буду, — удивила подруг Лидия Андреевна. И тут же взялась за дело.
Опыт вскоре переняла коллега по коллективу Галина Тетерюкова. С тех пор, как только надо куда–то ехать с концертом, первым делом подруги берутся варить пиво. Возили его на «Дажынкi» в Шклов, на День города в Минск, на различные фестивали и конкурсы. Напиток расходится моментально.
В старой Чехии качество сваренного пива проверяли просто. Порцию выливали на деревянную лавку, а потом сажали на нее кого–нибудь в кожаных штанах. Если спустя какое–то время одежда прилипала к скамье, считалось — пиво удалось. А вот в Осовце, как оказалось, кожаных брюк ни у кого нет.
— Мы нашим мастерицам и так доверяем, — смеются люди. — Нечего продукт зря расходовать, выливая его на скамейки. Лучше сразу употребить по назначению...
Все, кто ни попробовал осовецкое пиво, от него в восторге. Напиток обычно получается темный, тягучий, со своеобразным привкусом.
— Тут все дело в том, как пиво готовить, — не скрывает семейного рецепта Лидия Бобкова. — Обычно сначала берется ячмень, прожаривается в печи и лишь потом толчется в ступе. Можно сделать еще блины из смеси картофеля с ячменной крупой. Высушить их до пригара, потом потолочь и добавить другие составляющие.
Лидия Андреевна уверяет, что приготовить пиво по ее рецепту просто. Только нужен хмель. В деревне его никто не выращивает. Поэтому обычно приносят дикий — из леса. Он гораздо лучше того, который культивируется на полях. Секрет еще и в воде — очень вкусной, из местного колодца. Чтобы ее набрать, в свое время с флягами да бидонами приезжали даже жители райцентра.
Местные еще помнят те времена, когда в Осовце устраивали целые пивные гулянья. В каждой хате варили хмельной напиток, а потом ходили друг к другу, угощали. Тот период, кстати, увековечен в местном фольклоре. В репертуаре песенного коллектива среди своих, чисто осовецких песен есть и такие: «А мой мiлы пiва не варыць» или «Наварыў верабей пiва». Птичка тут, кстати, совсем ни при чем: в деревне очень распространена фамилия Воробьевы.
Теперь 74–летняя Лидия Андреевна пиво почти не варит. Как–то сварила своим зятьям 8–литровую бутыль. Те и выпили за один вечер... Больше не стала — хлопотное это дело. Галина Тетерюкова тоже давненько не занималась пивом. А специальную ступу, в которой размалывала ячмень, отдала заезжим коллекционерам предметов старины. Так что, может статься, пивоварение в Осовце скоро исчезнет.
— Будет очень обидно, если так произойдет, — считает заведующая белыничским учреждением культуры «Автоклуб» Елена Куренок. — Мы только недавно возродили в Осовце праздник пива. На Михайлу в доме кого–то из сельчан собираются люди. Поют песни, катают свечи, ставят их перед иконой. Потом хозяева угощают всех своим пивом. Завершается праздник миниатюрным крестным ходом: икону, перед которой ставили свечи, переносят в дом, где в следующем году состоится праздник. Жалко потерять такую традицию. Когда–то в Белыничском районе процветал еще один промысел — ткачество. Мы решили его возродить. Собрали в деревнях старые ткацкие станки. Но мастера, который мог бы за них сесть, так и не смогли пока найти.
Уезжая, я подумал, что сохранить осовецкое пиво все–таки можно. Рецепт известен. Почему бы какому–нибудь заводу не попробовать выпускать по нему действительно народный напиток?
Рецепт пива «Осовецкое»
На 10 литров напитка требуется: 2 килограмма ячменя;
30 — 50 граммов дрожжей;
1 килограмм сахара;
40 — 50 граммов хмеля.
Можно добавить сушеные яблоки или изюм.
Фото из архива Белыничского районного центра культуры.