Фары — это глаза автомобиля. По одному «взгляду» можно понять многое. Пронзительный, четко сфокусированный — значит, водитель заботится о себе и других. Трасса освещена, луч мгновенно выхватывает в темноте препятствие, но не слепит остальных. Успевай только на «ближний» переходить при встречном разъезде. Хочется сказать спасибо, ну или моргнуть «аварийкой» — автомобилисты поймут. Однако иногда на дорогах творится та–а–акое светопреставление. У одних нештатный «ксенон» «бьет» по глазам, у других вообще фары на английский манер «косятся» не в ту сторону. По оценкам специалистов, у каждой пятой–шестой машины проблемы со «зрением». Последствия? А вы представьте, куда может направить авто ослепленный вами водитель...
Причем сам виновник может даже не догадываться о проблеме, и недоумевает, мол, почему встречные водители отчаянно жестикулируют и моргают фарами? Хорошо, если инспектор ГАИ обратит внимание, а если нет (к машинному «офтальмологу» — установщику на сервисе — заглядывают обычно в крайнем случае, когда неисправность очевидна, например, перегорела лампочка)? Вот откуда столько близоруких автомобилистов!
Впрочем, есть и другое объяснение. Водители умышленно устанавливают несертифицированный «ксенон» в автомобили, в которых эта удобная опция не предусмотрена. Такое вмешательство в работу световых приборов чревато и вообще запрещено правилами. Но кто докажет? И почему это считается нарушением? Водителей традиционно интересует множество вопросов, связанных с работой фар, фонарей и «поворотников». Ответы мы искали вместе со специалистами.
Почему сейчас все стремятся установить «ксенон»?
— Во–первых, у ксеноновой лампы спектр излучения максимально приближен к солнечному, то есть естественному, — перечисляет преимущества главный научный сотрудник Института физики НАН Евгений Толкачев. — Даже в дождь и туман такие фары не создают «световую стену». Капли не отражают лучи, которые равномерно пронизывают пространство. Во–вторых, «ксенон» позволяет настроить точечную фокусировку с четкой светотеневой границей. Такие фары не слепят водителей встречных машин, зато дорога, обочина прекрасно видны. В–третьих, у ксеноновой лампы более высокая светоотдача, а ее спектр содержит меньше инфракрасного излучения: в итоге гораздо меньше мощности уходит в тепло. Как это работает? В колбе, заполненной газом ксеноном и солями металлов под большим давлением, находятся два электрода. Между ними возникает дуговой разряд, вот и получаем свечение газа.
Преимущества бесспорны, и водители предпочитают переплатить, но ездить с комфортом. Когда дорога освещена, не приходится напрягать зрение, заранее замечаешь все препятствия. Следовательно, безопасность повышается? Да, если все установлено корректно. А если нет?
Что значит «неправильный ксенон»?
Голубое свечение фар оказывает удивительный эффект: водители готовы покупать лампы, даже не особо вникая, что же им продают. Сейчас рынок наводнили «галогенки», имитирующие ксеноновое свечение. На самом деле колбу просто–напросто покрывают красителем (в этом случае освещенность дороги ночью, не исключено, будет хуже, чем при использовании обычной лампы) или увеличивают потребляемую мощность (риск в том, что фара сильно нагревается и стекло может лопнуть). Такой вот легальный обман. Впрочем, если бы покупатели были внимательнее, то вряд ли попались на удочку. Непременно обращайте внимание на маркировку!
— Но наши автолюбители знают некоторые уловки, связанные с «ксеноном», и даже охотно ими пользуются, — считает заместитель начальника отдела «Белтехосмотра» Александр Кручек. — Например, умышленно устанавливают ксеноновые лампы в обычные фары. К чему это приводит? Защитное стекло рассчитано на галогеновую лампу и не может обеспечивать четкую светотеневую границу. В результате получается бесформенное пятно света, которое к тому же намного ярче, чем обычно. Бывает, еще устанавливают несертифицированный «биксенон». Мало того, что фара ослепляет всех окружающих, так ведь еще и конструкции используются крайне ненадежные. Двигающаяся лампа, например, может в любой момент заклинить. Разумеется, это влияет на безопасность дорожного движения. На диагностических станциях за этим строго следят.
Хитрецы водители об этом знают и перед заездом на станцию диагностики просто меняют запрещенные лампы на разрешенные. В чем–то это напоминает самообман. Ведь некорректно установленный «ксенон» отчасти слепит... и того, кто находится за рулем: капли дождя или тумана могут отражать свет.
А что, если установить правильную ксеноновую фару?
По словам специалистов, и это не вариант. Не исключено, потратите деньги, а техосмотр не пройдете. Так стоит ли рисковать?
— Запрещается участвовать в дорожном движении на автомобиле, у которого количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства, — цитирует ПДД Александр Кручек. — Мы исходим из того, что любое вмешательство в устройство автомобиля требует дополнительной оценки экспертов, поскольку может повлиять на аварийность. Это касается и ксеноновых фар. Есть еще два условия, при которых они могут использоваться: машина должна быть оснащена автокорректором и омывателем фар. Иначе при проезде «спящего полицейского» или ямки луч будет «прыгать» и слепить водителей встречных машин. А загрязнение приводит к рассеянию светового пучка и снижается точность фокусировки. И вообще, замызганные фары со временем покрываются сеткой микотрещин — так что содержать их в чистоте выгоднее в первую очередь владельцу. Потом не придется тратиться на замену защитного стекла.
Как реагирует ГАИ на слепящие автомобили?
Загонять для прохождения техосмотра авто необходимо раз в год или даже реже (в зависимости от года выпуска машины). Водители по такому случаю идут на уловки, и поймать за руку нарушителя не так просто. Гораздо чаще со слепящими машинами сталкиваются инспектора ГАИ. Стало быть, им и жезл в руки? Каков риск схлопотать штраф за неправильно установленный «ксенон»?
— Немалый. Сотрудники Госавтоинспекции обращают внимание на некорректную работу фар, фонарей, «поворотников», — утверждает старший инспектор по особым поручениям отдела регистрационно–экзаменационной деятельности и технического надзора УГАИ МВД Андрей Шаранда. — Допустим, противотуманные фары часто устанавливают на крышах внедорожников или еще пару лет назад было модно вставлять синие лампочки в габаритные огни, наливать жидкость различного цвета в отражатели фар. За очевидные нарушения без сожаления штрафуем. А вот с ксеноновыми фарами, надо признать, все немного сложнее. Придется доказывать, что они не предусмотрены конструкцией, необходимо проводить экспертизу. Водители же обычно упрямствуют: дескать, это завод–изготовитель придумал, не я! Потребуется техническое заключение. Хотя мы готовы выдать и его, обратиться к дилерам за необходимой информацией и привлечь виновного к ответственности, если потребуется. Однако меня как эксперта интересует и другое: почему несертифицированная продукция, не соответствующая требованиям безопасности, так часто оказывается на наших авторынках? Не будь ее, не было бы и проблемы.
Какие еще проблемы со зрением диагностируют у машин?
У многих фары банально не отрегулированы. Одна — смотрит вверх, свет другой вообще стелется по обочине. Можно подкорректировать, конечно, и самому — ничего сложного. Правда, «по стеночке» получается не всегда точно, да и морока. Зато мастеру это минутное дело. Обойдется услуга примерно в 15 — 20 тысяч рублей.
«В последнее время появилась еще одна проблема, — заметили сотрудники одной из диагностических станций. — Часто мы обращаем внимание водителей, что в их машинах установлены английские фары. Вероятно, они попадают к нам из Польши и Литвы. Тамошние умельцы разбирают авто, пригнанные из Британии, а демонтированные запчасти сбывают... нашим продавцам. Те покупателей банально обманывают: мол, и так сойдет. Но не забывайте, что в Великобритании левостороннее движение и все устроено наоборот. Вот и получается, что фара освещает не обочину, а бьет в глаза встречным водителям. Это тоже считается нарушением ПДД».
Из истории вопроса
Как только появились автомобили, встал вопрос, чем освещать дорогу в темноте. В первые фары вставили газовые, а точнее, пропановые лампы. Однако довольно быстро их сменили вакуумные лампы накаливания. Затем появились «галогенки». Ну а сейчас настало время «ксенона»: первые газоразрядные лампы стали использоваться в автомобилях почти двадцать лет назад. Их свет интенсивнее обычного в два раза, при том, что потребляемая мощность намного меньше. К примеру, 55–ваттная галогеновая лампа выдает 1.550 люмен, в то время как ксеноновая лампа мощностью 35 Вт выдает более 3.500 люмен. И средний срок службы в среднем в восемь раз дольше.
И светит, и слепитФары — это глаза автомобиля. По одному «взгляду» можно понять многое. Пронзительный, четко сфокусированный — значит, водитель заботится о себе и...