Этим летом уже около 40 ныряльщиков сломали себе шею
Врачи не знают точно, сколько прыжков в водоем заканчиваются трагедией - травмой шейного отдела позвоночника, а сколько ныряльщиков выходят «сухими» из воды. Но они знают точно: ни один купальный сезон не обходится без жутких, плохо совместимых с жизнью последствий. Дети, юноши, мужчины. Впавшие в легковесный экстрим и глупую браваду. Кто-то отделается «легко»: повреждена только костная часть позвоночника. Через месяцы недешевого лечения и реабилитации к ним вернутся все (или почти все) двигательные функции. Но таких гораздо меньше - процентов 20 от всех любителей нырять. Остальные, скорее всего, не однажды пожалеют о своем безрассудстве - у них находят тяжелые повреждения спинного мозга. Да, эти пострадавшие выживут: современные технологии позволяют значительно продлить их жизнь, но они навсегда останутся прикованными к постели или инвалидной коляске.
- Современная медицина пока не нашла способа воздействовать на регенерацию ткани спинного мозга, - рассказывает «Р» Анатолий Петренко, руководитель клинического отдела РНПЦ травматологии и ортопедии. - Вместо нужных клеток там формируется рубцовая ткань. Поэтому самое большее, что мы можем сделать, - устранить факторы, сдавливающие спинной мозг, и зафиксировать позвоночник.
Сегодня в центре лечатся 10 ныряльщиков. Один из них - 21-летний Юлий. Он стал пациентом отделения нейрохирургии буквально пару дней назад. Молодой человек пока так и не осознал до конца, что с ним произошло. Ведь он, можно сказать, вырос на озере, которое находится в центре Ошмян, «избороздил» его вдоль и поперек: плавал, прыгал, нырял тысячи раз. А здесь такое… История, увы, типична.
- Было жарко, толпа приятелей и пиво, - Юлий помнит все до мелочей. - Ныряли. Я слишком вертикально вошел в воду… Всплыл спиной вверх… Вот сейчас лежу, переосмысливаю. Уже принял решение: в воду буду заходить только по грудь.
- У сына в июле день рождения, - говорит мама молодого человека, которая не отлучается от него ни на минуту. - Мы уже договорились, что подарим ему ласты.
У Юлия задет спинной мозг. Однако спустя несколько дней после травмы и обследования в состоянии молодого человека наметился прогресс: начали двигаться кисти рук. Как дело пойдет дальше, специалисты комментировать не берутся.
- Этот пациент - один из немногих, а может, даже и единственный в этом году, кто получил травму на организованном водоеме, - говорит Анатолий Петренко. - В основном люди калечатся на «диких» пляжах - водоемах, реках и речушках. На мой взгляд, кроме безрассудства, на статистику именно таких травм влияют три фактора: уровень организации мест отдыха, степень занятости и алкоголь. Подмечено: ребята до 18-20 лет чаще всего ныряют в трезвом состоянии, желая козырнуть перед окружающими. Тот, кто постарше, перед прыжком в воду обычно уже выпил, а значит, у него нарушена координация, замедлены мыслительные процессы и скорость реакций. Кстати, пиво считается тоже не прохладительным напитком, как думают многие.
Нынешний год, несмотря на высокие температуры воздуха и воды, для травматологов и нейрохирургов все же более «прохладный» по сравнению с прошлым. Вызовов поступает значительно меньше - приблизительно 1-3 в неделю. Да и свой сезон ныряльщики открыли на 2-3 недели позже обычного - первый поступил в центр во второй половине мая. С тех пор пострадало около 40 человек.
- В этом сезоне самой трудной для нас была так называемая купальская ночь, - рассказывает Анатолий Петренко. - Люди не думали, что делали: выпивали, куролесили, ныряли в воду. В итоге - трое с серьезнейшими травмами шейного отдела позвоночника.
По будням специалисты РНПЦ травматологии и ортопедии знают: если с 18 до 23 часов звонков о неудачных ныряльщиках не поступило, до вечера следующего дня можно расслабиться. В выходные в состоянии боевой готовности врачи пребывают круглые сутки, ведь количество свободного времени у людей резко увеличивается.
И, к сожалению, не каждый может найти для себя более подходящее занятие, чем разок-другой нырнуть в ближайший водоем.