Плохо сдали или скупо оценили?. 21.by

Плохо сдали или скупо оценили?

06.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

 Плохо сдали или скупо оценили?

Средний балл участников централизованного тестирования-2010 по физике и математике – в районе 20.

Специальности физика/математика и физика/информатика в БГПУ им.М.Танка будут получать за бюджетный счет молодые люди, набравшие 81–90 баллов (по сумме результатов трех испытаний и среднему баллу аттестата). Что происходит с нашей системой образования: организаторы централизованного тестирования предъявляют к вчерашним выпускникам завышенные требования или уровень подготовки тех, кто станет первокурсником в 2010 году, упал до недопустимо низкого уровня?

Все выпускники учителя математики столичной школы № 41, доцента ФПМИ БГУ Бориса Комракова (на фото) уже студенты. Причем девять из 25 учеников класса, который мой собеседник вел вместе с преподавателем ФПМИ БГУ Леонидом Лавриновичем, узнали об этом еще весной. Они победители и призеры республиканского этапа олимпиады по математике и информатике, а Полина Худякова второй год подряд серебряный призер международной олимпиады школьников по математике.Одноклассники “олимпийцев” сдали централизованное тестирование по математике со средним баллом около 82.— Я считаю результат 70 баллов провалом, — Борис Комраков привык высоко ставить планку. Его ученики всегда были заметны на общем фоне: в 2005 году их средний балл на централизованном тестировании по математике чуть-чуть не дотянул до 90, а сразу восемь выпускников получили по этому предмету 100 баллов.— Тесты за последние пять лет стали проще, но общий уровень белорусских абитуриентов заметно снизился, — констатирует собеседник. — Мои ученики общаются со сверстниками, видят, что подготовлены лучше других, некоторых это расхолаживает. Еще несколько лет назад ученики, которые собирались поступать в вузы, знали, что должны обладать более глубокими знаниями. Они шли в лицеи или профильные классы, занимались с репетиторами.По мнению Бориса Комракова, сейчас хорошо “бездельникам”: тесты легкие, школьная программа для всех одинакова и тоже упрощена до предела, поступать можно, имея хотя бы один балл в сертификате. Если на международные отношения, медицинские и экономические специальности конкурс и слабые абитуриенты отсеиваются, то на естественнонаучных факультетах университетов платные места не заполняются полностью. То есть молодой человек с любой суммой баллов по математике, физике и государственному языку может поступить, например, на мехмат или факультет радиофизики БГУ. Как удалось удержать интерес учеников СОШ№ 41 к математике после отмены профильного обучения и перехода школ на единый учебный план?— Ликвидация профильных классов была большой ошибкой, повлекшей ухудшение качества подготовки в школах, — считает Борис Комраков. — Мы постарались в неявной форме профиль школы сохранить. К нам по старой памяти идут дети, которые предполагают в дальнейшем заниматься математикой. Мы им сразу сообщаем, что ставим целью не сдачу тестов, а серьезное математическое образование. Поскольку отведенных программой часов нам недостаточно, вводим факультативы и сразу предупреждаем, что ходить на них придется обязательно. Не настроенные на серьезную работу ученики, как правило, выбирают другую школу. А тем, кто хочет чего-то добиться, мы помогаем. Я не помню случая, чтобы молодой человек серьезно относился к учебе, но результат его усердия не был бы виден при сдаче централизованного тестирования.Если 70 баллов в сертификате воспринимать как провал, то как надо относиться к среднему 20-балльному результату нынешней абитуриентской кампании?— Это недопустимо низкий результат, — считает собеседник. — Если его показывает выпускник школы текущего года, впору разбираться, каким образом он вообще получил аттестат. Мои ученики рассказали, что через 20—30 минут после начала тестирования аудитории пустеют: абитуриенты сдают бланки и уходят. Я допускаю, что проучившийся несколько лет в английской школе ученик может за полчаса сдать тест по английскому. Математику сдать за это время невозможно при любом уровне подготовки: расчеты требуют времени. Значит, значительная часть аудитории расставила крестики наугад. Эти молодые люди знают, что для поступления на платные места им вообще ничего не надо учить.По мнению моего собеседника, Министерство образования сделало ошибку, убрав нижнюю границу результатов тестирования, которую необходимо было преодолеть всем поступающим в вузы. “Порог” необходим хотя бы для профильных предметов — чтобы на физический или радиофизический факультеты ведущего университета не пытались поступать абитуриенты менее чем с 10 баллами за тест по физике, как было в текущем году.— Отмена профильного экзамена усугубила проблему отбора абитуриентов, — считает Борис Комраков. — Тестирование, конечно,  дает объективную картину знаний. Но поступающим на математику или информационные технологии недостаточно успешно сдать тестирование. В тесте надо быстро решить, аккуратно записать, рассчитать силы, не наделать ошибок, но при этом человек может не уметь правильно выразить свои мысли, оформить их, не понимать слова “доказательство”. В школе этому сейчас не учат, так как критерий оценки работы учителя — результаты его учеников на централизованном тестировании. Школьники тоже не хотят делать лишнюю работу: “В тестах этого нет!”. Объяснить им, что умение выражать свои мысли будет нужно “потом”, довольно трудно.— Почему преподаватели вузов так боятся слабых студентов, которые все равно отсеются после первой-второй сессии?  — пытаюсь я понять тревогу учителя.— Потому что уже на первом курсе даются огромные объемы материалов. А поскольку студенты фактически ничего не знают, приходится подгонять под школьный уровень университетскую программу и снижать требования. Сильные студенты, оказавшись в слабо подготовленной среде, теряют стимул работать: они и так “звезды”. Есть серьезные опасения по поводу того, удастся ли нам удержать высшую школу на прежнем уровне, ведь ученики и студенты других стран времени не теряют.

Мнение

Николай ФЕСЬКОВ: “Упрощать дальше некуда”

Директор РИКЗ не впервые выслушивает претензии по поводу сложности тестов: это бывает каждый год после обнародования результатов.— Упрощать дальше нельзя: при относительно низком среднем балле 21 участник тестирования по математике и 13 по физике показали абсолютный результат. Три молодых человека получили сразу два стобалльных сертификата — по математике и физике, — объясняет Николай Феськов.По его словам, дальнейшее упрощение вызовет лавинообразный рост количества стобалльников и необходимость проводить дополнительный отбор: среди выпускников хватает сильных, целенаправленно готовящихся к поступлению абитуриентов.— Средний балл выпускников лицея БГУ по математике составил 67,57 балла, гимназии № 1 города Лиды — 68,57, средней школы № 19 Минска — 50,67. Средний балл по физике выпускников гимназии № 50 Минска составляет 44,71, лицея БГУ — 59,66, — констатирует директор РИКЗ.

В тему

По статистике РИКЗ, в вузы на дневную форму обучения за счет средств бюджета, как и в прошлые годы, зачислены сильнейшие.Средние баллы 15 процентов самых успешных абитуриентов нынешнего года — именно столько попадет в вузы на бюджетные места дневного отделения  — получились достаточно высокими: по физике не ниже 28 баллов, по математике не ниже 38 баллов. 60 процентов лучших абитуриентов нынешнего года будут учиться на платной основе либо заочно. Их баллы тоже выглядят приемлемо — от 24, 62 (по физике), 30,28 (математика) и выше.Впрочем, средние баллы сродни средней температуре по больнице. А частные случаи порой выглядят удручающе:  по информации приемной комиссии БГПУ имени Танка, на специальность “Математика. Информатика”, “Физика. Математика”, “Физика. Информатика”, “Физика. Техническое творчество” конкурс в текущем году отсутствовал. На них зачислены все абитуриенты, подавшие документы по 25 июля. Молодые люди с суммой баллов в диапазоне 81—90 баллов будут учиться за бюджетный счет и скорее всего получат дипломы учителей физики, математики и информатики.В вузы нынешним летом будет зачислено 103 тысячи студентов — на 5 тысяч больше, чем в прошлом году.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Средний балл участников централизованного тестирования-2010 по физике и математике – в районе 20. Специальности физика/математика и физика/информатика в БГПУ...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика