Грустно и нелепо выглядят недострои и долгострои. Когда–то хозяева вложили в них немалые средства, но вдруг бросили на полпути. В итоге они мертвым грузом легли на балансе исполкомов... К тому же, как уже не раз писала «СБ», «незавершенка», занимая лучшие площади, уродует облик города, а иногда становится поводом для вызова скорой помощи, милиции и МЧС...
Недавним воскресным вечером увлеченные роупджампингом (прыжками на альпинистской веревке) молодые люди оттачивали всевозможные трюки в недостроенном гараже автоцентра станции скорой медицинской помощи в центре Минска. За своеобразную форму он получил название «Колизей». На чудеса ловкости и гибкости роупджамперов зашли взглянуть приятели. Одна из зрительниц, 21–летняя минчанка, оступившись, упала в технологический проем восьмого этажа. К счастью, трагедии не случилось: девушку спас строительный мусор на шестом уровне. Но все равно: черепно–мозговая травма, повреждение позвоночника средней степени тяжести, ушибы... Корреспондент «СБ» прибыл на место происшествия, когда пострадавшую уже забрала «скорая», а сотрудники МЧС упаковывали снаряжение. Паркинг имел крайне заброшенный вид. Сторожа не было. Никакого надзора. Где гарантия, что нечто подобное не повторится?
Ведь таких бесхозных сооружений хватает! В Новополоцке, к примеру, на протяжении многих лет в районе Василевцы пустует недостроенный профилакторий, который облюбовали любители пострелять краской и пластиковыми шариками (пейнтболисты, страйкболисты). А зайдите в интернет — на одном из сайтов обнаружите «перечень интересных объектов Беларуси», куда вошли заброшенная детская больница, покинутая водонапорная станция, дом культуры в Витебске, недостроенная котельная в Могилеве... Не пора ли взяться по–хозяйски за без толку простаивающие бетонные коробки? Попробуем разобраться хотя бы на примере пресловутого автоцентра. Звоню в УКС Мингорисполкома.
— Не единожды здание выставлялось на аукцион, — вздыхает начальник производственного отдела УКСа Валентина Петрова, — однако заинтересованности в нем, увы, нет.
Может, все–таки отыщется купец? С этим вопросом я обратился к директору фонда «Мингоримущество» Андрею Токарчуку.
— При самом хорошем раскладе так называемый «Колизей» будет выставлен на продажу через месяц–другой, — подчеркнул Андрей Михайлович. — На сегодня его цена составляет около 8 миллиардов рублей. И это всего лишь стоимость коробки! По существующему законодательству, бизнесмен должен будет еще выкупить право аренды на земельный участок сроком на пять лет. Кадастровая стоимость — не менее 700 тысяч долларов! А теперь сложите две эти громадные цифры...
Да уж, ситуация! Объект, в который по завершении «полустроительства» не было вложено ни копейки и который, по сути, не пользуется спросом, дорожает год за годом! Для примера: в декабре 2005 года «Колизей» выставлялся на аукционе за 3 миллиарда 634 миллиона 386 тысяч рублей, в июле 2006–го — за 5 миллиардов 77 миллионов 365 тысяч рублей. Между тем ожидает хозяина здание ни много ни мало — 19 лет! И никто не знает, на какой срок рассчитывалась его эксплуатация. На 20, 50 лет? Так же, как никто точно не скажет, крепко ли стоят несущие стены, каково состояние металлической арматуры. По словам специалистов, по–хорошему здание надо снести да построить на его месте нечто новое. Но и демонтаж сооружения выльется в приличную сумму...
На днях я решил вновь взглянуть на несостоявшийся автоцентр. На огромных воротах висел железный замок, а вход в здание был наглухо закрыт. Но остановит ли это привыкших за долгие годы обитать в «Колизее» молодых и беспечных? Тем более что его дальнейшая судьба столь туманна.
Прямая речь
Николай ЗЕНЬЧИК, заместитель начальника управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля:
— В нынешнем году Комитет госконтроля провел проверки в 49 районах и городах, смотрел, как выполняются мероприятия, которые бы способствовали вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества. Результаты показали, что местными исполнительными органами в этом плане не налажена эффективная работа. Более того, чтобы скрыть свою неспособность вовлечь такие объекты в хозяйственную деятельность, исполкомы в более чем половине случаев ставят их на консервацию или списывают. Проблема в том, что нередко не назначаются лица, ответственные за этот участок работы, не устанавливаются сроки и источники финансирования запланированных мероприятий, применяются не все возможные рычаги и вообще имеет место формальный подход к делу.
Грустно и нелепо выглядят недострои и долгострои. Когда–то хозяева вложили в них немалые средства, но вдруг бросили на полпути. В итоге они мертвым грузом легли на...