Белорусские пенсионеры по-прежнему остаются самыми «удобными» жертвами преступлений. Их легко обмануть, ограбить, обворовать, запугать и даже изнасиловать. Они доверчивы, терпеливы и беспомощны…
По данным УВД Минской области, в первом полугодии в регионе совершено 400 преступлений в отношении пожилых людей.
Правоохранители зарегистрировали одно убийство, шесть фактов умышленного причинения тяжких телесных повреждений, два из которых повлекли смерть потерпевших. Помимо этого, десятки раз пенсионеры становились жертвами разбойных нападений, ограблений и мошенничеств.
Преступники знают, что по вековой традиции пожилые люди начинают заранее готовиться к уходу в мир иной, а потому из своих нищенских пенсий ежемесячно откладывают небольшие суммы — «на смерть». Значит — у них есть чем поживиться. Знал об этом, к примеру, сам уже немолодой житель Копыля, когда вломился в дом 74-летней женщины. 59-летний пьяный нигде не работающий мужчина, размахивая топором, требовал от пенсионерки денег. Примечательно, что старушка не стала обращаться в милицию, об этом преступлении стало известно в ходе расследования других «подвигов» пожилого разбойника, который свой пенсионный возраст встретит на нарах. В колонии он может провести до десяти лет.
Нередки случаи, когда преступники проникают в жилые дома и квартиры пенсионеров под видом социальных работников, сотрудников ЖКХ, райгаза, медиков. Жертвой такой лжеработницы энергонадзора стала 79-летняя жительница деревни Гуя Минского района. Преступница силой отобрала у пенсионерки 500 тысяч рублей.
В Воложинском районе в деревне Смолевщина 86-летняя старушка, почувствовав неладное от визита трех дам цыганской национальности, смогла выпроводить из дома мошенниц и закрыться на засов, но те, взломав дверь, повалили пенсионерку на пол и наши спрятанные у нее под одеждой три миллиона рублей. Эти деньги сельчанка копила восемь лет. Налетчиц удалось задержать, а «командовал» этой бандой 48-летний ранее неоднократно судимый за аналогичные преступления житель Молодечненского района.
«Особенно беспокоит ситуация в Минской области с рецидивистами, рост преступлений среди которых почти 100%. Это самый худший показатель в стране… Местные власти должны обеспечить безопасность людей, чтобы каждый гражданин был надежно защищен государством от любых преступных посягательств. С теми, кто обижает людей, нужно беспощадно бороться».
Александр Лукашенко (25 мая 2010 года, совещание с активом Минской области)
Как сообщили «Белорусским новостям» в УВД Миноблисполкома, раскрывать такие преступления весьма сложно. В силу преклонного возраста многие потерпевшие не могут детально описать внешность преступников, составить их субъективный портрет либо опознать по милицейской картотеке. Поэтому наиболее эффективным способом оградить стариков от действий мошенников, считают милиционеры, является, прежде всего, разъяснительная и профилактическая работа среди лиц пожилого возраста.
А что делать, когда старики становятся жертвами собственных детей?
В Борисовском районе готовится ответить перед судом за зверское избиение отца неработающий 38-летний житель деревни Клетное. Сей субъект жил и пьянствовал за счет родителя, а затем, выражаясь протокольным языком, «в ходе возникшей ссоры на почве личных неприязненных отношений» изувечил родного отца.
Прокуратура Крупского района расследует уголовное дело в отношении неработающего жителя деревни Выдрица. По предварительным данным, на протяжении апреля текущего года 44-летний сынок насиловал родную мать. На сына-насильника 74-летняя пенсионерка пожаловалась правоохранителям только в начале июня…
Справка «Белорусских новостей»
Самой громкой криминальной историей, связанной с нападениями на пенсионеров, остается «Дело дрогичинских душителей».
Год назад Брестский областной суд признал двух ранее судимых цыган 30 и 28 лет виновными в шести убийствах и семи разбоях, жертвами которых стали одинокие пожилые женщины.
В ходе предварительного расследования было выявлено 12 убийств с целью грабежа на территории Брестской и Гродненской областей, однако доказать удалось только шесть эпизодов. Во всех случаях смерть старушек списывалась на «естественные причины» и вскрытие не производилось. Эксгумация тел и последующие экспертизы позволили сделать вывод о насильственных смертях. Своих жертв убийцы душили подушками. Один из них приговорен к пожизненному заключению, другой — к смертной казни.