Звенья ржавой цепи. 21.by

Звенья ржавой цепи

11.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Звенья ржавой цепи

Около месяца назад на проселочной дороге одного из приграничных районов Гомельской области милиционеры остановили грузовик, набитый металлоломом. Как водится, держал курс на Россию. Ничего необычного в нем не было. Таких сейчас задерживают по пять в день. Но именно этот автомобиль вывел оперативников на реальных представителей «железного» бизнеса.


Последние годы Гомельщина напоминает собой «транспортный логистический центр» по вторичному металлу. Со всей страны сюда стекается нелегальное железо, чтобы потом отправиться в российские регионы. Почему это происходит, понятно. Едва в России поднимаются цены на лом, как в Беларуси оживляется его теневой вывоз... А вот кто заправляет прибыльным бизнесом, до сих пор больше догадывались.


— Действительно, уголовных дел по незаконному предпринимательству, связанному с оборотом лома, крайне мало, — констатирует начальник отдела прокуратуры Гомельской области Виталий Карталевский, делясь результатами недавней проверки по «железной» теме. — Отчасти проблема в недоработке правоохранительных органов, отчасти — в сложности доказательства этого вида преступления.


Гомельчан–напарников, которых ныне задержали на вывозе лома, вряд ли можно отнести к «акулам» теневого бизнеса. Скорее, предприимчивые люди средней руки, сумевшие сколотить капитал благодаря «бросовому» железу. Их модель незаконного промысла, в которой было занято около 25 человек, выглядела так.


— Ломом они занимались предположительно с 2006 года, — отправную точку обозначает Игорь Романишко, старший следователь управления департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Гомельской области. — В Гомеле и Жлобинском районе имели свои нелегальные скупки — порядка 17 точек. Оттуда лом перевозился в областной центр на площадку складирования. А дальше транспортом одной из гомельских фирм — по знакомству — переправлялся в Россию. Они лично сопровождали груз по пути следования, чтобы предупредить ненужную встречу с рейдовыми группами. А в российском регионе работали с местной фирмой, занимающейся скупкой металла.


Сколько сделано рейсов и сколько вывезено лома за четыре года, сейчас трудно узнать. У этих «ломовиков» конфисковали 32,5 тонны цветного и черного металла, который находился в задержанном автомобиле, и еще 4 тонны, хранившиеся на площадке. Всего почти на 140 миллионов рублей. А в целом незаконно полученный доход оценен в 230 миллионов.


Пожалуй, о них — все. Не эти, так другие. И схема в целом понятна. А что просматривается сквозь нее? Проверка, проведенная областной прокуратурой по незаконному обороту лома в регионе, показала, что, помимо влиятельной силы ценового фактора, есть и другие моменты, которые незаслуженно остаются за кадром.


— Должен сказать, ситуация меняется на глазах — в этом году милиция заметно усилила рейдовую работу, — отмечает Карталевский.


Еще одна забота прокуратуры — доступность населению услуг по сдаче лома и его транспортировке. Теневикам нужно отдать должное, их мобильность и реакция на спрос выше всякой похвалы. Обладатель медного таза еще «созреть» не успел, а частники уже готовы забрать, принять и расплатиться. Никаких посторонних расходов у клиента нет и проделывать долгий путь от села до райцентра не нужно. Даже с мелочевкой. Так ли все просто и ясно, когда речь идет об официально действующей сети пунктов приема? Предприятие «Гомельвтормет» имеет по одной площадке в 5 крупных городах области, где обслуживают население и организации. Плюс их интересы широко представляют районные потребительские общества.


Делаю марш–бросок в Ветковский район, один из самых «металлопроводящих» регионов Гомельщины. Магазин местного райпо в деревне Хальч стоит неподалеку от автомагистрали. Тарифы на лом висят на стенде, но принять металл здесь затрудняются — нет весов, нет площадки для хранения. Если большой тоннаж, советуют позвонить в районный коопзаготпром — приедут и заберут. Если малый... У магазина тут же подсказывают адреса двух частных точек. С похожими трудностями сталкиваюсь в агрогородке Прибытки Гомельского района. Из тамошнего магазина райпо с железом отправляют в соседний — деревни Климовка.


— Мы сейчас активно работаем над развитием этого вида услуги, — уверяют в областном союзе потребительских обществ. — В подавляющем большинстве сельских магазинов прием лома уже ведется. Кроме того, в каждом райпо работают заготовители, выезжающие на место по звонку. Транспортные расходы с клиента не берутся. Есть и первые результаты такой работы — в сравнении с прошлым полугодием объем заготовки металла от населения увеличился в 3,3 раза.


1 августа в стране вновь повысились закупочные цены на лом. И у законных заготовителей опять вырос шанс привлечь сдатчиков. Однако время ценового потепления есть смысл использовать не только на «сбор плодов», но и укрепление слабых звеньев в «антитеневой» работе.


Но, как говорил один киногерой: «Меня терзают смутные сомнения...» Наблюдая за историями вокруг металлолома, не могу отделаться от мысли, что вся чехарда и неопределенность выгодна не только «барыгам»–дельцам, но и некоторым государственным мужам. По–моему, порядок можно было бы навести давно и отнюдь не «спецмероприятиями» со стороны милиции и прокуратуры. Возможно, кое–кому «интересно» создавать дома неразбериху, покупать лом за границей и сколачивать состояние на разнице цен?..


Фото автора.

Автор публикации: Виолетта ДРАЛЮК

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Около месяца назад на проселочной дороге одного из приграничных районов Гомельской области милиционеры остановили грузовик, набитый металлоломом. Как водится,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика