Уважаемая Людмила! Я люблю готовить... И читать. Да–да, для меня литература — это еще и источник кулинарного вдохновения. Ведь и Александр Дюма–старший когда–то написал кулинарную книгу! Теперь я приобрела издания Дарьи Донцовой и Оксаны Робски, в которых эти писательницы делятся секретами готовки... А написал ли какой–нибудь белорусский писатель книгу о белорусской кухне? Оксана Дмитриевна, г. Брест.
Самая известная книга о белорусской кухне — это написанная полтора века назад «Гаспадыня лiтоўская». Полное название — «Литовская хозяйка, или Наука о содержании в хорошем состоянии дома и обеспечении его всеми приправами и запасами кухонными, и аптечными, и хозяйственными, а также выращивании и содержании скота, птицы и других животных способом наиболее апробированным и проверенным опытом, и к тому же самым дешевым и простым». Автор — Ганна Тюндевицкая, жена маршалка шляхты Борисовского уезда. Книга настолько колоритна, там столько оригинальных рассуждений и «старосветской экзотики», что из нее черпали вдохновение многие писатели, творящие на историческую тематику, особенно Владимир Короткевич. Именно из «Гаспадынi лiтоўскай» он взял описание блюд, которые едят шляхтичи из «Дзiкага палявання караля Стаха» на пиру в имении Дуботовка. Можете и вы приготовить «голубой ликвор», крупу из роз, мармелад из помидоров... «Гаспадыня лiтоўская» у нас переиздавалась, во всяком случае, в 1993 году, так что попробуйте найти. Из «свеженьких» изданий — книга историка Алеся Белого «Наша страва. Сапраўдная беларуская кухня». Кныши, слижики, кулебяка по–радзивилловски... Читаешь — уже слюнки текут. Книга вышла недавно, так что можно ее найти и в обычных, и в интернет–магазинах. Там все, как вы любите: и кулинария, и история, и литература.
Мы з маiмi вучнямi наведвалi магiлы беларускiх пiсьменнiкаў на Маскоўскiх могiлках, хадзiлi на Вайсковыя, да магiл Янкi Купалы i Якуба Коласа... Напэўна, на Кальварыйскiх таксама пахаваныя нашы пiсьменнiкi? Ядвiга Аляксандраўна, г. Мiнск.
Абавязкова наведайце Кальварыйскiя могiлкi. Непадалёк ад касцёлу — магiла паэта канца ХIХ стагоддзя Янкi Лучыны, ён жа Iван Неслухоўскi, i ягоных сваякоў. Сцiплая магiльная плiта, дзе ён названы «паэтам–дэмакратам», усталяваная ў савецкi час. Калi прайсцi ўлева ад касцёлу, да скрыжавання прысадаў, — магiла пiсьменнiка Вячаслава Адамчыка. Чорны гранiт у выглядзе кнiгi. Яшчэ ўлева — вялiкi ружовы камень над апошнiм прытулкам паэта Алеся Пiсьмянкова. У той жа частцы могiлак, у калумбарыi, зладжаным у агароджы, ёсць нiша з парэшткамi цiкавага празаiка Алеся Асташонка, якi памёр на Украiне, змушаны ў пачатку 1990–х з’ехаць у вынiку няўдалага занятку бiзнэсам. А у супрацьлеглым канцы могiлак пахаваны паэт i перакладчык Алесь Траяноўскi.
Я — поклонник фэнтези. Особенно люблю книги Анджея Сапковского. Компьютерная игра по его мирам удалась, а вот фильм и сериал «Ведьмак» разочаровали. Не понимаю, почему никто не хочет снять хороший фильм на такой замечательной основе? Hirotuchi.
Многие поклонники Анджея Сапковского (и я в том числе) разделяют ваше мнение об экранизации. Вместо сюжета — нарезка, события перевраны, черная щетина на лице Ведьмака–альбиноса... А уж кукольные монстры — это вообще что–то. Как написали в одной рецензии, «Дракончик, походивший — и размерами, и, прости господи, статью — скорее на морского конька, чем на отпрыска благородных животных. Кикимора с бельевыми веревками вместо конечностей...». Что ж, Сапковский, как известно, посчитал, что не стоит вмешиваться в работу киношников. Он вообще очень скромно отнесся к своей славе: «Если бы месяц назад меня переехала машина, наверное, ни одна польская газета об этом бы даже не упомянула. Однако когда выяснилось, что снимается фильм, мало того, что об этом сообщили в главном выпуске новостей, еще и в какой–то мелкой газетке поместили объемный двухстраничный отчет с фотографиями». Но, к сожалению, новых экранизаций пока не предвидится.
Ваш критик — Людмила РУБЛЕВСКАЯ. Присылайте свои вопросы и предложения на адрес cultura@sb.by или в обычных письмах на адрес редакции.
Уважаемая Людмила! Я люблю готовить... И читать. Да–да, для меня литература — это еще и источник кулинарного вдохновения. Ведь и Александр Дюма–старший когда–то...