МИСТЕР «Е». 21.by

МИСТЕР «Е»

12.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Возраст чемпионата мира в классе «Формула-1» перешагнул нынешней весной уже 60-летний рубеж. Ее биография началась с Гран-при Великобритании, который состоялся 13 мая 1950 года на трассе в Сильверстоуне. Но несмотря на свой зрелый юбилей, «Формула-1» «на пенсию» пока не собирается. Напротив, за свою славную историю эта дисциплина стала наиболее популярной в автоспорте. И уже никого не удивляет, что название «Большие призы» постепенно уступило место более звучному имени — «Королевские автогонки».
«Кольцевые гонки на автомобилях с открытыми колесами» — так официально звучит определение этого чемпионата по справочникам. И тут же разъясняется, что это самый популярный, дорогой и высокотехнологичный вид автогонок. Чемпионат мира «Формулы-1» проводится каждый год и состоит из отдельных этапов, которые называются Гран-при. Отсюда, кстати, и пошло название «большие призы». Здесь соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды — за Кубок конструкторов.
Команды, участвующие в гонках «Формулы-1», используют на Гран-при гоночные автомобили (болиды) собственного производства. Таким образом, задачей команды является не только нанять быстрого и опытного пилота, обеспечить грамотную настройку и обслуживание машины, но и вообще «с нуля» спроектировать и сконструировать болид.

Мистер «Е»

Если бы в те далекие 50-е годы кто-то сказал, что через шесть десятилетий хозяином «Формулы-1» будет фактически один человек, то ему бы не поверили. А сегодня это не просто свершившийся факт, но и обстоятельство, которое оспариванию не подлежит. Кто же этот человек, сумевший не просто выкупить права на «королеву автоспорта», но и, создав в своем подчинении мощный административный ресурс, превратить гонки «Формулы-1» в своеобразное маленькое государство? Страну, в которой живут и соперничают десятки команд. Где самые быстрые в мире гонщики самоотверженно сражаются за звание чемпиона. Куда хотят попасть хотя бы на несколько мгновений миллионы зрителей и болельщиков. Страну, в которую в обязательном порядке приезжают видные политики и знаменитости. Где размеры гонораров и спонсорских денег будоражат умы.
За всем этим стоит крестный отец «Формулы-1» — мистер «Е». Так его с чьей-то легкой руки и с большим уважением называют в мире автоспорта. Бернард Чарльз Экклстоун. Один из самых богатых людей в Великобритании, сумевший превратить свою юношескую страсть к автомобилям в бизнес, от которого кормятся сотни и тысячи людей, причастных к сказочной стране под названием «Формула».

Из биографии Берни

Родился он 28 октября 1930 года в небольшой деревушке в графстве Саффолк на востоке Англии. В 16 лет он оставил школу и устроился в пригороде Лондона, куда к тому времени переехала семья, на завод газового оборудования. По настоянию отца закончил политехническое училище по специальности инженер-химик.
Серьезно заниматься бизнесом и автогонками он решил еще, учась в училище. Вместе с Фредом Комптоном они организовали фирму по продаже запчастей для мотоциклов «Compton & Ecclestone». В автогонках сам Берни дебютировал в 1949 году, выступал в местных соревнованиях «Формулы-3» и даже одержал несколько побед. Но в 1953 году после серьезной аварии он сделал вывод, что гонки — это слишком большой риск, и решил посвятить себя исключительно бизнесу, связанному с гонками. Его компания «Compton & Ecclestone» к тому времени стала самым крупным поставщиком запчастей к мотоциклам на востоке Лондона.
В 1957 году Берни вернулся в автоспорт. Он купил команду и стал менеджером британского талантливого гонщика «Формулы-1» Льюиса-Эванса Стюарта. Берни даже сам пытался было поучаствовать в гонках, но ни на Гран-при Монако, ни затем в Великобритании он не смог пройти квалификацию и окончательно для себя решил оставить карьеру пилота. В 1958 году после трагической гибели Стюарта Экклстоун вновь оставляет гонки и возвращается в «Формулу-1» лишь в 1968 году в качестве менеджера австрийского гонщика Йохана Риндта, выступавшего за команду «Лотус». Но Риндт тоже вскоре погибает, разбившись на свободных заездах во время Гран-при Италии в 1970 году. Чемпионом мира он объявляется посмертно.

От пилота и менеджера до владельца команды

В 1971 году Рон Тауранак, владелец команды «Брабхам», выступающей в «Формуле-1», предложил Берни купить у него 50% акций. Экклстоун не просто согласился. Он за 100 тысяч фунтов стерлингов купил все коммерчески успешное предприятие «Брабхам» по производству спортивных автомобилей, оставив его бывшего владельца в качестве главного инженера. Уже на следующий год Берни уволил Рона, закрыл непосредственно само предприятие, сконцентрировав все средства лишь на формульной команде с этим же названием.
Под руководством Берни «Брабхам» дважды занимала второе место в кубке конструкторов в 1975 и 1981 годах, а ее пилот Нельсон Пике дважды становился чемпионом мира в 1981 и 1983 годах. Команда весьма неплохо выступала в чемпионате вплоть до 1985 года, когда Экклстоун не стал продлевать контракт с Пике и Мюррэем, которые ушли в другие команды. Кстати сказать, Пике затем завоевал третий чемпионский титул в «Вильямс», а Мюррэй стал одним из лучших конструктором в «МакЛарен». В 1987 году Экклстоун продал команду «Брабхам» за 5 миллионов долларов швейцарскому бизнесмену Иоахиму Лухти. К тому времени главным приоритетом деятельности для Берни Экклстоуна стал контроль непосредственно над самой «Формулой-1».

Ростки будущей империи

К началу 70-х годов «Формула-1» стала уже достаточно интересным в плане бизнеса предприятием. Этот автоспорт позволял не только получать удовольствие от дорогостоящих гонок, но и зарабатывать деньги. Правда, далеко не такие, как это будет через 10 лет, которые Берни целиком посвятил строительству «будущей империи».
В качестве владельца и руководителя команды «Брабхам» Экклстоун сначала вошел в Ассоциацию конструкторов Гран-при (GPCA), где познакомился с одним из основателей команды «Марч» Максом Мосли. Тандем настолько удался, что Берни и Макс в 1974-м году становятся главными создателями Ассоциации конструкторов «Формулы-1» (FOCA). Эта ассоциация являлась официальным представительством гоночных команд и была прямым конкурентом для Международной ассоциации автомобильного спорта (FISA), контролирующей чемпионат. FISA была самостоятельным подразделением Международной автомобильной ассоциации (FIA), и наряду с другими дисциплинами отвечала за чемпионаты «Формулы-1» и ралли. Экклстоун становится главой FOCA, а в конце 1977 года Мосли назначается юридическим советником этой организации.
В 1979-м году, когда телевидение уже вовсю набирало силы и становилось супердоходным бизнесом, начался затяжной конфликт между FISA и FOCA. Главной причиной был передел доходов от телетрансляций соревнований и регулирование технического регламента. Конфликт едва не погубил «Формулу-1». Дело дошло до проведения FOCA вне чемпионата Гран-при ЮАР в 1981 году, дисквалификации пилотов «Брабхам» и «Уильямс» на гран-при Бразилии в 1982 году, и бойкота командами FOCA следующего Гран-при «Формулы-1» в Сан-Марино.
Из тупика удалось выйти в результате 13-часовых переговоров между FOCA и FISA, главными участниками которых были Берни Экклстоун, его советник Макс Мосли и президент FIA Жан-Мари Балест. Было подписано так называемое Конкордское соглашение (действовавшее, кстати, вплоть до 2009 года), согласно которому FOCA получала все права на телетрансляцию и распределение доходов от гонок. А FISA отвечала лишь за технический регламент. Командам вменялось в обязанность участие во всех гонках чемпионата, в том числе и заокеанских (ранее команды имели право отказаться лететь в Японию или Бразилию для экономии средств).
Благодаря этой победе на переговорах Берни и Макс создали предпосылки для будущей империи «Формулы-1», так сказать, заложили ростки будущего единого государства, положив конец междоусобицам и княжеским разделам.

Новая история

Понадобилось еще 5 лет кропотливой работы, чтобы мистер «Е» объявил о наступлении времени «Ч». В 1987 году после продажи «Брабхам», ставшей уже отвлекающим фактором, Берни Экклстоун создает компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA), которая сначала была подразделением FOCA, но впоследствии стала самостоятельной организацией.
По соглашению FOPA, 47 процентов доходов от телетрансляций соревнований отныне распределяется между командами, 30 процентов получает FIA, а 23 процента получает сама FOPA. Из этих немалых, прямо скажем, средств FOPA должна выделять деньги на призы командам и гонщикам.
К 1993 году популярность «Формулы-1» настолько возрастает, что эти гонки, словно отпущенная заводная пружина, начинают уверенно вращать большой механизм зарабатывания денег. И ни у кого не вызывает сомнений талант Берни, сумевшего эту махину не только правильно настроить, но и заставить ее прогрессировать. Экклстоун в роли «серого кардинала» продолжает упрочивать свою власть, одновременно давая зарабатывать деньги всем участникам «больших призов». И если на пути этой финансовой махины случаются недопонимания, то Берни приступает к решительным действиям.
Так, в 1993 году Берни Экклстоуном и Максом Мосли проводится реформа структуры FIA. Президент федерации — все тот же Жан-Мари Балестр — отправлен в отставку. На его место избран сам Макс Мосли. Экклстоун, в свою очередь, становится вице-президентом FIA. Чем не империя, объединяющая финансовую и политическую власть в одних руках?
В 1995 году вместо FOPA создается группа компаний Formula One Group, в которую входят управляющая компания Formula One Management (FOM), а также Formula One Administration (FOA), которой переданы все коммерческие права на «Формулу-1», и Formula One Licensing BV, которая получает права на логотип и другие атрибуты этих соревнований. Экклстоун становится генеральным директором FOM и FOA, оставив за собой контроль над компанией SLEC Holdings, которая владела акциями Formula One Group.
В 1996-1997 годах Экклстоун успешно продлевает действие Конкордских соглашений до 2008 года с командами и до 2012 года с FIA.
Влияние Экклстоуна и Мосли настолько сильно, что в 1997 году им удается отсрочить введение запрета на рекламу табака. Более того, парламент Великобритании в 1998 году утверждает альтернативное предложение, по которому «Формуле-1» и другим международным видам спорта разрешается иметь табачных спонсоров вплоть до 2006 года.
У многих экспертов тогда сложилось мнение, что это было сделано благодаря финансовой помощи, которую тандем «Берни анд Макс» оказали находящейся у власти лейбористской партии Веоликобритании и лично ее лидеру Тони Блэру. И действительно, под этим имелись некоторые основания.
После того как выяснилось, что вариант закона, который не предусматривал запрещение рекламы табака на соревнованиях «Формулы-1», был принят правительством под давлением лоббистов, лейбористская партия добровольно вернула деньги Мосли и Экклстоуну.

(Продолжение следует.)

Владимир ВАСИЛЬЕВ
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Возраст чемпионата мира в классе «Формула-1» перешагнул нынешней весной уже 60-летний рубеж. Ее биография началась с Гран-при Великобритании, который состоялся 13...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика