В Беларуси должностным лицам будет предоставлено законодательное право вести аудио- и видеозапись во время личного приема граждан.
В профильной комиссии 12 августа состоялось заседание, на котором парламентарии рассмотрели новый проект закона "Об обращениях граждан и юридических лиц". Одна из статей этого документа регулирует порядок организации личного приема граждан должностными лицами. Так, по решению руководителя госоргана, организации, чиновники вправе применять во время личного приема технические средства: аудио-и видеозапись, кино- и фотосъемку. Однако по условиям законопроекта, это будет возможно, если заявителя до начала приема уведомили о фиксации разговора и заручились его согласием.
"Данная норма направлена как на защиту прав граждан, так и интересов государственных органов, организаций, поскольку позволит исключить бездоказательные ссылки на имевшиеся злоупотребления в ходе проведения личного приема", - считает депутат Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Евгений Мельников.
Отвечая на вопрос, может ли сам заявитель выступить инициатором ведения аудио- или видеозаписи во время общения с чиновником, Евгений Мельников пояснил, что "такая возможность законодательно не предусмотрена".
Законопроект вводит такое новое понятие, как электронные обращения. К ним установлены общие требования. Например, таковыми будут считать только те обращения, которые поступили на официальные сайты организации, а не каждому работнику в отдельности. Что касается рассмотрения электронных сообщений, то законопроект не вменяет в обязанность руководства организаций отвечать на электронные письма.
"По этому поводу было много дискуссий, поступали замечания и предложения заинтересованных сторон, которые порой носили противоречивый характер. Но все же депутаты остановились на том, чтобы дать право самим руководителям решать: отвечать или нет на электронные обращения", - рассказал парламентарий.
Евгений Мельников подчеркнул, что новый законопроект устанавливает единые сроки ответов на все виды обращений - электронных, письменных, записей из книги жалоб и предложений. Согласно проекту закона, они должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а если требуется дополнительное изучение и проверка - не позднее одного месяца. В случае отказа от рассмотрения обращения законопроект вменяет в обязанность ответчику указать конкретные акты законодательства, на основании которых принято такое решение, а не ограничиваться общей формулировкой "в соответствии с действующим законодательством". Если заявитель направил свое письмо не по адресу (то есть его обращение содержит вопросы, не входящие в компетенцию организации или госоргана), то получатель обязан будет в течение пяти дней перенаправить его в компетентный орган либо оставить без рассмотрения по существу, обязательно уведомив об этом заявителя.
Во время заседаний по поводу законопроекта депутаты также активно обсуждали вопрос, на каком языке следует давать ответ на обращения. В результате длительных дискуссий пришли к выводу, что ответ должен быть на языке заявителя.
Одна из статей документа предусматривает, что в случае поступления коллективного обращения 30 и более человек, его рассмотрение должно быть обязательно с выездом на место. В отношении анонимных обращений новый проект закона ничего коренным образом не изменит. Они по-прежнему не подлежат рассмотрению, если только не содержат сведения о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Рассмотреть законопроект в первом чтении планируется на предстоящей осенней сессии Палаты представителей, которая откроется 4 октября 2010 года, пишет БЕЛТА.