Гомельская область первой в стране начала и первой завершила уборку зерновых. Высоким как никогда темпам жатвы помогла погода. Но она же помешала собрать планируемый урожай. Вместо 1 миллиона тонн зерна получили менее 800 тысяч.
Степень готовности к нынешней жатве на Гомельщине была на порядок выше, чем в прошлые сезоны. Максимальное соблюдение технологии возделывания почвы, оптимальные сроки, внесение комплекса удобрений, обновление технического парка, прекрасная всхожесть культур...
Первые тревожные сигналы прозвучали в конце мая, когда районы, расположенные на песчаных почвах, почувствовали приближение засухи. А с третьей декады июня перестали идти дожди...
— В таких условиях ключевым стало ускорение темпов, — о региональной стратегии уборочной кампании рассказал Валентин Бабок, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гомельского облисполкома. — На пике работ нам удавалось убирать в день от 6 до 8 процентов площадей. Впервые организовали жатву в ночную смену.
В целом область оперативно отреагировала на погодный вызов. Уже в начале июля Гомельский, Добрушский, Ветковский, Лоевский районы вывели комбайны в поля. Повсеместно имелись пятидневные запасы топлива. Была налажена система центровывоза. Осуществлялся оперативный прием зерна на хлебоприемных пунктах. Раньше все это составляло типичный набор уборочных проблем.
Благодаря высокой скорости и слаженности работ успели вовремя — до знойного пика — убрать рапс. Пусть урожайность не та, на которую рассчитывали, но в целом культура не пострадала. А вот зерновым пришлось хуже. Еще толком не набравшие силу колосья убирали в пожарном порядке, видя, как за считанные часы сгорают поля.
— Из–за аномальных температур воздуха и отсутствия дождей зерно на глазах теряло влажность, а значит, и вес, — Валентин Бабок описывает нештатную ситуацию тех дней.
Среди оказавшихся в эпицентре засухи — Добрушский район, лидер прошлой уборочной кампании. Здешние картины даже людей, далеких от сельскохозяйственного труда, не оставляли равнодушными. Местами солнце не то что колосьев — соломы не оставило.
Взять с поля все, что возможно, стало основной задачей горячей страды. «Человеческий фактор» оказался на высоте. Не припомню случая, чтобы комбайнеры, с которыми разговаривала, готовя репортажи с полей, на что–либо жаловались. Все работали сжав зубы — от зари до зари...
И все же из–за засухи регион недобрал практически 30 процентов урожая к уровню прошлого года. Серьезные потери...
— Тем не менее даже при таких результатах область уже завершает выполнение госзаказа. Гомельщина обеспечила себя семенами под будущий урожай, а животноводство — зерном, — отмечают положительные моменты в комитете по сельскому хозяйству и продовольствию.
Но очевидно, что из нынешней жатвы нужно извлечь серьезные уроки. Ведь риски в сельском хозяйстве есть всегда. Тем актуальнее вопрос: как научиться минимально зависеть от природных катаклизмов? И здесь уместно вспомнить опыт десятилетней давности. При похожих погодных условиях Гомельская область в 2000 году едва собрала 565 тысяч тонн зерна. Сейчас благодаря обновлению технического парка и лучшей организации работы регион имеет результат гораздо лучший. Значит, и дальше есть смысл действовать на опережение.
Первые выводы из нынешней жатвы уже сделаны. Сейчас, например, аграрии намереваются увеличивать площади озимых культур, поскольку они успевают пройти все этапы вегетации до засушливого периода, чего не скажешь о яровых. В работе с овощами, картофелем и кукурузой необходимо частично внедрять систему орошения... Наверняка будут приняты и другие меры. Ведь погода свои тиски не ослабляет. Накануне сева озимых в почвенном слое гомельских земель — нулевой запас влаги...