ТЕПЛО ВОКЗАЛА — СВЕТЛОЕ ПОЖЕЛАНИЕ ДОБРОГО ПУТИ. 21.by

ТЕПЛО ВОКЗАЛА — СВЕТЛОЕ ПОЖЕЛАНИЕ ДОБРОГО ПУТИ

19.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


В 2000 году в нашей культуре произошло знаменательное событие, особое для минчан и гостей Минска и значительное в архитектурной жизни страны — построено здание Минского железнодорожного вокзала с комплексным благоустройством прилегающих улиц, площадей, парков и скверов. Современный дизайн здания из стекла и металлических конструкций как нельзя лучше вписался в ампирный стиль старой площади. Он также хорошо «вписался» и в жизнь минчан, а для жителей города вокзал стал не просто начальной и конечной точкой путешествия, но и местом отдыха и развлечений.

Как все начиналось
23 августа (4 сентября) 1870 года, в присутствии действительного статского советника г-на Токарева и при стечении многочисленной публики была совершена закладка станции «Минск». Епископ Минский и Бобруйский Александр отслужил молебен с водоосвящением и провозглашением многолетия императору и всему царственному дому. Епископ призвал своих прихожан усердно молиться Богу, чтобы тот благословил «начало сооружения общественного дома и да поможет устроить оный скоро, успешно и соответственно ожидаемых удобств и пользы общественной». И в 1873 году стараниями строителей было возведено здание Виленского вокзала (ныне Минский железнодорожный вокзал). Однако во время Второй мировой войны здание сгорело, а в 1946 году было восстановлено и начато благоустройство прилегающих сооружений. Современный вид Привокзальная площадь приобретала в 1947 — 1952 годах, когда по проекту архитектора Б. Рубаненко производилась реконструкция всего привокзального района. Комплекс кварталов, расположенных напротив здания вокзала, решено было сделать своеобразным парадным въездом в город. И это было создано благодаря двум одиннадцатиэтажным башням, расположенным по углам пятиэтажных жилых домов. Эти башни получили названия «ворота города» или «Минские ворота». Шло время. Рос и расцветал Минск, а вместе с ним развивалась и транспортная сеть. И старый маленький вокзал уже не справлялся со всеми функциями, которые возлагало на него время.

Строительство нового вокзала
В 1984 году институтом «Мосжелдорпроект» был разработан технический проект первой очереди комплекса, согласно которому в 1985 году и было начато строительство. К концу 1980-х были введены в строй зал ожидания (конкорс) и 13-этажное высотное здание. В начале 1990-х в связи с распадом СССР финансирование строительства закончилось, и оно растянулось почти на 10 лет. Только в конце 1990-х возобновилось возведение нового минского терминала, но уже по новому, белорусскому, проекту. Предпочтение было отдано институту «Минскпроект», который предложил оригинальное решение — строительство железнодорожного вокзала с подземным уровнем и комплексным благоустройством привокзальных площадей. 30 декабря 2000 года в Минске было открыто новое здание железнодорожного вокзала, способное принять более 7 тыс. пассажиров. Конкорс и сеть подземных переходов связывают вокзал с посадочными платформами, Привокзальной площадью, Центральным автовокзалом, станцией метро «Площадь Независимости». Здание Минского железнодорожного вокзала по форме напоминает огромный лайнер. Авторы проекта — архитекторы творческих мастерских института «Минскпроект» Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов — получили Гран-при Республиканского фестиваля архитектуры за лучшую постройку года. Проект стал первым из 98 представленных сооружений и получил главный приз — Бронзовую пирамиду.

Что скрывается за фасадом
В своих недрах здание вокзала скрывает многочисленные помещения. Это и залы ожидания, и кассовые залы, кафе, буфеты, ресторан, магазины, почта, телеграф и многое другое. Здесь также расположился один из лучших в городе бильярдный зал. Для избранных гостей и особо важных персон построены и оборудованы современными средствами связи и соответствующим интерьером VIP-зал и конференц-зал. От железнодорожных перронов к станции метро проложен подземный переход, который сейчас считается самым длинным в городе. По этажам вокзала пассажиры и посетители вокзала могут перемещаться в удобных и просторных лифтах.

Свет, простор и комфорт
По подобию некоего ковра, сотканного из рек и озер, разработано образно-пластическое решение фасадов здания вокзала и элементов интерьеров с использованием принципов свободной планировки и перетекающих пространств. Что же мы видим, слышим и осязаем в пространствах нового вокзала? В образе архитектуры зримо просматриваются черты национального колорита. Пространства, организованные авторами посредством прозрачных стен, мягко, ненавязчиво втягивают пассажира внутрь при отъезде из города, а по приезде отпускают его, приглашают на Привокзальную площадь и далее в город, на проспект Независимости, в центр. Множество полуоткрытых, перетекающих друг в друга пространств, холлов, вестибюлей позволяет пассажирам чувствовать, слышать и осязать движение людской массы и выбирать для себя удобные «сценарии» поведения. Наряду с этим в интерьерах есть множество уголков, тихих мест, где можно уединиться в ожидании поезда. Для удовлетворения самых разнообразных вкусов и приоритетов организована широкая сеть торговых точек, кафе, киосков. В пространствах нового вокзала полностью исключены «удары» неорганизованной людской толчеи по отдельному пассажиру. Пассажиропотоки вокзала и грузопотоки максимально разведены, не пересекаются и не создают «узлов» напряженности. Этому же способствует применение схемы попадания на перроны и обратно в залы ожидания по нескольким направлениям. Визуальные указатели и надписи, звуковые сообщения уверенно организовывают вашу ориентацию на территории вокзального комплекса. Кроме того, в здании вокзала предусмотрено множество специализированных удобств для детей, людей преклонного возраста, инвалидов.

На уровне европейских стандартов
Авторский коллектив архитекторов и конструкторов (М. Виноградов, В. Крамаренко, А. Барановский, Л. Волчецкий) особое внимание уделил обеспечению максимального удобства при эксплуатации здания, в составе которого имеются уникальные конструкции и технологические устройства. Проектом предусмотрено четкое разделение технических зон, активных шумных пространств и спокойных залов ожидания. Удачная планировка комплекса, сводящая к минимуму пересечение пассажиропотоков, создала эффективные условия для организации работы билетных касс, камер хранения, торговых точек, справочных служб и других видов сервиса. Сегодня взаимоотношения пассажиров и персонала на Минском железнодорожном вокзале оптимально отработаны на уровне европейских стандартов.

Все лучшее из всех уголков мира
Весьма уместны в архитектуре нового вокзала мягкая эмоциональная насыщенность интерьеров и экстерьеров элементами дизайна, внешнего убранства и художественного оформления. В далекой Испании нашелся мрамор, пришедшийся по вкусу М. Виноградову и В. Крамаренко и доставленный в Минск после обработки в Португалии. Поиск средств по смягчению «холодного» эффекта от застекленного фасада северной ориентации у главного входа здания увенчался удачным выбором лазурно-золотистого структурированного стекла, которое и в пасмурные дни, и в вечернее и ночное время светится радужным сиянием, радующим глаз горожан и гостей столицы. Все это заслуживает самой высокой оценки.

Символы вокзала
Возвращаясь к образу, воплощенному в архитектуре вокзала, нельзя не заметить следующее. При первом же взгляде в очертаниях вокзала просматривается доминирующий элемент, расположенный поверх застекленного пространства центрального атриума, — шатровое покрытие, символизирующее образ лодки, говорящей о некоей созвучности озерно-речной Беларуси, где издревле основными путями передвижения были водные, подобно знаменитому пути «из варяг в греки». Белорусская «лодка»-вокзал как бы поджидает, приглашает к путешествию и минчан, и гостей столицы: «Подходи и отплывай в ближние и дальние края».

33 года
С момента постройки нового вокзала старожилы города лишь вздыхали, вспоминая фигурки, некогда украшавшие высотные дома Привокзальной площади. Мало у кого теплилась надежда, что демонтированные в 70-е годы прошлого столетия скульптуры когда-нибудь вновь появятся на пустующих постаментах. Но можете убедиться сами — они стоят на своих местах! Как и много лет назад партизанка, воин, крестьянка и инженер встречают приезжающих в Минск гостей и радуют взоры горожан. На восстановление восьми 3-метровых фигур понадобилось почти 3 года. За это время скульпторы изучили немало архивных документов, чтобы воспроизвести фигуры точь-в-точь такими, какими они создавались для ансамбля городских «ворот». Правда, сейчас к вопросу о долговечности архитекторы подошли более серьезно, решив изготовить фигуры из надежного, хотя и дорогостоящего, водонепроницаемого алюминиевого сплава силумина. Над воссозданием скульптур трудились известные белорусские мастера во главе с Анатолием Заспицким — одним из авторов первых композиций. Несмотря на огромные размеры скульптур, каждая из которых весит 800 килограммов, они через 33 года все же вернулись на свои места...

Цифры
более 7 000 пассажиров способно принять здание Минского железнодорожного вокзала
в год с вокзала отправляется около 50 000 поездов и около 20 000 000 пассажиров
около 10 000 000 билетов в год продается на вокзале
около 100 000 единиц багажа сдается в ячейки камеры хранения в год и около 100 000 единиц багажа в год сдается в крупногабаритную камеру хранения.

Из книги предложений:
«Выражаю огромную благодарность за высокую культуру обслуживания, чуткость и понимание, терпение. Успехов вам в вашей нелегкой работе!»

Аксенчик Л. Л. 9.08.2010
Структура комплекса
Вокзальный комплекс можно разбить на 11 объектов: здание Северного вокзала, Привокзальная площадь, подземный уровень Привокзальной площади, конкорс, пешеходный тоннель с Привокзальной площади на ул. погрузо-выгрузочные платформы,
блок цехов вспомогательных служб
вокзала, здание багажного отделения,
служебно-техническое здание

Светлана ВОЛКОВА
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 2000 году в нашей культуре произошло знаменательное событие, особое для минчан и гостей Минска и значительное в архитектурной жизни страны — построено здание...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика