Связисты и айтишники в своем лексиконе часто используют термин «последняя миля». Трактуется он сложно: это канал, соединяющий клиентское оборудование с узлом доступа провайдера. Для операторов решить проблему последней мили — значит кратчайшим способом, с минимальными затратами довести до потребителей свой продукт. Такова общепринятая формулировка. Мне же иногда кажется, что в наших реалиях эта самая миля — та дистанция, которая разделяет мир высоких технологий, успешно работающих на экономику и престиж страны, от новаций бытовых, пробивающих себе дорогу к пользователю все еще с боем, все еще со скрипом.
...Три года назад в отрасли IT произошли два события, на первый взгляд, никак друг с другом не связанные. Событие первое: в набиравшем тогда обороты Парке высоких технологий появилось несколько новых резидентов, среди которых и небольшая фирма под никому не известным названием «Вайрон Айти». Этот факт так бы и остался интересным лишь для узких специалистов, если бы не одна любопытная подробность: директором компании стал студент 4–го курса факультета прикладной математики и информатики Белгосуниверситета, 21–летний Максим Осипов. Самый молодой резидент ПВТ со школьных времен копил деньги, организовал фирму и работал над созданием компьютерной игры. Когда я встретился с ним после официального оформления «резидентства», в штате у Осипова было 5 подчиненных, включая маму. Еще были абстрактные планы и неизвестность. Это объяснимо. Даже тогда многие сомневались, что стране по силам на голом технологическом «пустыре» создать реальную площадку для развития отрасли IT, не говоря уже о мифической «силиконовой долине». Соответственно, и в успех старта Осипова верили единицы. Говорили: дурак парень, не уехал в «Гугл». Скиснет здесь, в родной глуши.
Событие второе касалось сферы несколько другой: в 2007–м сантехники, мастера и прочие работники ЖЭУ, вооружившись отвертками и шуруповертами, отправились чистить стояки от зловредной паутины домашних сетей. Перерезая незаконно проложенные кабели, жэсовцы вроде бы действовали правильно — просто отстаивали интересы противопожарной безопасности.
Так началась эпопея с локальными сетями, переросшая после в нелепую «мыльную оперу». Лишь демонтировав несколько сотен «локалок», специалисты задумались об альтернативе — легализации существующей инфраструктуры. Думали долго. Провайдеры, которые были готовы вкладывать в обновление деньги, возводя коммуникации по технологии Ethernet (она обычно лежит в основе таких сетей), терпеливо ждали. Собрали необходимые документы, отправили в Мингорисполком. Но почти год заявки компаний мариновали. И лишь после вмешательства Минсвязи дело наконец сдвинулось с мертвой точки. Специалисты предрекали бурное развитие обновленных домашних сетей, что для пользователей стало бы большим плюсом, — провайдерам проще решить проблему последней мили, значит, тарифы они могут предложить более выгодные и гибкие. Фирмы были готовы приступить к действию...
...Максим Осипов, к этому времени выпустивший–таки свою игру «Безмолвие», начал заниматься проектами, связанными с 3D–моделированием. Компания его назло скептикам не загнулась — наоборот, пошла в гору. И для меня его успех значит даже больше, чем оптимистичная официальная статистика, по которой Беларусь вплотную приблизилась к десятке стран — лидеров в сфере IT–аутсорсинга и высокотехнологичных услуг. Больше, чем рост объемов производства программного обеспечения в ПВТ, которые увеличиваются из года в год. Потому что именно такие, как Осипов, позволяют верить, что сфера высоких технологий будет у нас и дальше развиваться гармонично.
А что же домашние сети? Их история пока не завершилась успехом. По–прежнему скрипит унылая бюрократическая телега. Поговорив с представителями минских компаний, узнал: несмотря на полученное от города «добро» на строительство сетей, снова возникли заминки, теперь уже с ЖРЭО. Опять непонятные требования, волокита. Когда завершится эта надоевшая компьютерная «санта–барбара», сказать сложно.
Как и ответить на вопрос: чего катастрофически не хватает сегодня потребителю? Предположу: наверное, даже не столько быстрого и дешевого интернета (как принято считать), сколько ощущения, что технологии работают на нас и для нас. Пропасть между «высоким» и «бытовым» продолжает углубляться. Здесь даже не миля — целый парсек.
Последняя миляОб отрасли ITСвязисты и айтишники в своем лексиконе часто используют термин «последняя миля». Трактуется он сложно: это канал, соединяющий...