ОЛЕГ ТАБАКОВ: «НЕ ВРАТЬ!»
26.08.2010
—
Новости Общества
|
17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось 75 лет. Глядя на его работоспособность и жизненную энергию, в это трудно поверить. Он художественный руководитель Московского художественного театра имени А.П. Чехова и театральной студии, в народе прозванной «Табакеркой». Олег Павлович преподает будущим актерам, открыл школу для одаренных детей. Активно играет в театре и кино. На Х Открытом Российском фестивале кинокомедий «Улыбнись, Россия!» Олег Табаков награжден призом «За вклад в комедию». Начиная с первой роли в картине «Саша вступает в жизнь» (1957) творческая жизнь Олега Табакова неразрывно связана с кинематографом. Наиболее известные фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кино: «Живые и мертвые», «Война и мир», «Гори, гори, моя звезда», «Семнадцать мгновений весны», «Каштанка», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Двенадцать стульев», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Несколько дней из жизни Обломова» (главный приз за лучшее исполнение мужской роли на международном кинофестивале в Оксфорде), «Москва слезам не верит», «Полеты во сне и наяву», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Человек с бульвара Капуцинов» — с участием Табакова. — Олег Павлович, в одной статье прочитал, что фамилия ваших предков не Табаковы, а Утины. Это правда? — У меня четыре крови: польская, русская, мордовская и украинская. Я действительно не Табаков, а Утин — это фамилия отца. Бедного прадеда Утина Ивана богатые крестьяне Табаковы взяли на воспитание. И дедушка, Кондратий Иванович, отец моего отца, Павла Кондратьевича, уже был Табаков. — Вспомните свое детство. — Родился я в семье врачей. Детство прошло в Саратове в коммунальной квартире. Все воспоминания тех лет очень светлые. Солнце, пространство, воля. Счастье. Вокруг — только любящие люди: мама, папа, баба Оля, баба Аня, мамин брат дядя Толя и его жена Шура, мои сводные брат и сестра Женя и Мирра. Однако эта счастливая, безоблачная жизнь закончилась в июне 1941 года. В первые дни войны отец ушел добровольцем на фронт, служил начальником военно-санитарного поезда, с которым ему довелось побывать почти на всех фронтах. Он был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Хотя Саратов и считался городом сытным, хлебным, для нашей семьи тяготы войны были связаны с голодом. В конце 1942 года мама заболела брюшным тифом и после выздоровления долго не могла встать на ноги. Но, несмотря на это, каждый появляющийся в доме кусочек съестного она отдавала нам. Все ценные вещи в доме, в том числе библиотека, были распроданы. Остались лишь «Робинзон Крузо», несколько томов Шиллера, «Мертвые души», а также дореволюционные жизнеописания Суворова, Кутузова, Багратиона, Барклая де Толли, Нахимова, Корнилова, Синявина, Макарова. Научившись читать уже в 4 года, за время войны я выучил эти книги практически наизусть. После войны серьезно увлекся литературой, начал собирать библиотеку. Эту страсть я питаю и по сей день. — Это правда, что вы всегда замечательно разыгрывали друзей и коллег? — Да. Единственным человеком, который ни разу не попался на мои хитрости, был Евстигнеев. Он умел вовремя обнаружить подвох и избегал подначек. Но однажды все-таки попался, однако гениально вывернулся и даже остался в выигрыше. Шли съемки фильма «Продолжение легенды», в котором Евстигнеев играл старого большевика, а я — юного романтика. Мы должны были познакомиться и пожать друг другу руки. И вот я незаметно набрал в ладонь липкого вазелина и пожал рабочую руку Евстигнеева. Все, кто знали о готовящейся провокации, особенно внимательно наблюдали за Евстигнеевым. Но он не только сумел остаться бесстрастным, но и начал блестящую импровизацию. Как бы от избытка чувств вскинул измазанную вазелином ладонь и начал ласково гладить меня по волосам и щекам. — Какие человеческие качества вам не нравятся? — Ложь, наглость, хамство, полузнания. Полузнания порождают наглость, а хамство — это желание получить себе исключительное право, невзирая на отсутствие данных. — У писателя Пришвина есть слова: «Все прекрасное на земле от солнца. А все хорошее на земле от человека». Откуда же столько мерзостей в жизни? — Накопили. Надо все-таки регулярно «клапан приоткрывать». Я думаю, что все начинается с чистоплотности. Наша свобода заканчивается там, где начинается несвобода нашего соседа. Не делай людям так, как ты бы не хотел, чтобы они делали тебе. Это очень простые заповеди, большого ума не надо. С семьи все начинается! Сегодня все ругают телевидение. А меня оно не пугает — как они со мной, так и я с ними. У меня же пульт есть! — Бернард Шоу сказал: «Обилие завистников пугает. Отсутствие — настораживает». Вы знаете, что вам завидуют? — Да. Но отношусь к этому спокойно. Жалею этих людей. Потому и хорошо сплю. Обычно восстанавливаю свои силы часов за шесть. Правда, если вечером тяжелый спектакль, час с небольшим досыпаю днем. Даже в гримерку постельку купил. — У вас четверо детей, внуки. Как вы считаете, что нужно делать взрослым, чтобы воспитать нравственно здоровое молодое поколение? — Не врать! Блюсти достоинство человеческое. В военно-воздушных силах Советского Союза, если была плохая радиосвязь между ведущим и ведомым самолетами, существовала такая команда: командир звена махал крыльями, что означало: «Делай, как я!» Надо быть достойным молодежи, дать ей возможность брать с тебя хороший пример. А еще нам, взрослому поколению, надо помнить, что на тебе жизнь не заканчивается. Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1943 году в возрасте 84 лет, когда наша армия только-только отогнала немцев от Сталинграда и никто, даже Господь Бог, не знал, кто победит, Сталин или Гитлер, заставил правительство открыть Школу-студию МХАТ. Не сделай он этого, не было бы Ефремова, Борисова, Волчек, Басилашвили, Дорониной, Лазарева, Лавровой. — А как решить такую проблему: сегодня дети практически не читают, а только днюют и ночуют в Интернете? — Знаете, как мама меня спасала от влияния улицы? Привела в саратовский Дворец пионеров. Если ты ребенку даешь возможность заняться любимым делом, значит, ты его уберег и от Интернета, и от наркоты, и от всего сопутствующего этому. Просто нужно быть внимательным к нему, стать ему другом, товарищем. Увы, взрослые заняты собой. — Рождение маленькой дочки внесло коррективы в вашу жизнь? — Процесс старения сильно затормозился. — Я слышал, что когда вы приезжаете преподавать в Америку, к вам приходят учиться как молодые актеры, так и те, кто уже давно играет на сцене. — У американцев, в отличие от нас, есть наивная вера в то, что они всему могут научиться. Когда я вел курсы в американском университете, был поражен тем, что на занятиях появился Мюррей Абрахам, который играл Сальери в фильме «Амадей» Милоша Формана. Прошли сутки, и появился Дастин Хоффман. Это почти святая вера — я хочу, я могу, я буду. — Ваша главная черта характера? — Оптимизм. Упорство. Дойти до цели. — А какая черта характера в других людях вам нравится? — Вера в лучшее. — Ваш главный недостаток? — Лень и доверчивость, иногда чрезмерная. — Ваше любимое занятие? — Играть. Например, в Перми на гастролях МХАТа я лежал под капельницей с утра, вечером бежал в театр, где во время спектакля терял килограмм веса, а потом опять возвращался под капельницу. Театр для меня — огромные компенсаторные возможности, на сцене проходит любая боль. — Что было бы для вас самым большим несчастьем? — Пережить детей. — Что такое, по-вашему, крайне бедственное положение? — Это, наверное, когда я украл сладкие коржики, которые во время войны принесли моя сводная сестра с подругой для моей матери, у которой был тиф. — Что такое для вас счастье? — Я полагаю, что счастье — это чрезвычайно редко встречающиеся секунды гармонии с собой и с миром. У меня это случалось, когда рождались дети, когда получалось дело — «Современник», театр-студия на Чаплыгина. Повторяю: это моменты очень скоротечные, их не может быть много, и это даже хорошо. — Вы можете определить тот секрет и тот рецепт, почему у вас все получается? — Дело, наверное, в отсутствии человеческой злобы в моем характере, в моей доброжелательности. Возможно, в моей самодостаточности, в комплексе полноценности. — Какие ошибки вы готовы простить людям? — Ошибки, сделанные сообразно убеждениям. — Какое качество вы особенно цените в мужчине? — Основательность. Мужчина должен уметь отвечать за свою любовь, за любимую женщину и за все, что в любви рождается. Понимаете, мужчина только с того момента может называться мужчиной, когда в состоянии прокормить свою жену и детей. Если он этого не может сделать, тогда ему надо писать в паспорте: пол средний. Но ни в коем случае не мужской. — Какие качества вы цените в женщине? — Внешнюю красоту и душевную нежность. Я всегда видел в женщине катализатор своего развития. В этом смысле у меня к женщинам утилитарное отношение. — Ваша супруга Марина Зудина говорит, что если начинает жить в одном ритме с вами, то через 2 дня у нее начинается переутомление. В чем же вы силы и энергию черпаете? — Наверное, Господу Богу было угодно подарить мне любовь. Сначала у меня был счастливый брак с первой женой Людмилой Крыловой. Потом я связал свою жизнь с Мариной, с которой отношения длятся уже более 20 лет. Наш сын Павел и особенно поздний ребенок Мария — ни с чем не сравнимая подзарядка. Когда прихожу домой, отработав целый день, потискаю дочку, прижму к себе и могу на «вторую смену» идти. — Вы не боитесь, что телевизор перебьет поток людей, идущих в театр? — Нет. Анекдот расскажу. Гиви сдавал экзамен по диалектическому материализму. Профессор его спрашивает: «Кто такой Гегель?» — «Нэ знаю». — «Кто такой Людвиг Фейербах?» — «Фэйэрбах?.. О, нэ знаю». — «А кто такая Роза Люксембург?» — «Слушай, что ты меня спрашиваешь?! У тебя своя компания, у меня своя компания!» Вот поэтому я и не боюсь никаких телешоу. У нас разные компании. Артур МЕХТИЕВ
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
17 августа народному артисту СССР Олегу Табакову исполнилось 75 лет. Глядя на его работоспособность и жизненную энергию, в это трудно поверить. Он художественный...
|
|