Что не удавалось десятилетиями — свершилось за три летних месяца. К сентябрю практически все суда, «позабытые» в реках, озерах и каналах, оттуда извлекли. Еще год назад подобное казалось невозможным.
В начале весны Правительство обратило внимание на странные картины, открывающиеся в акваториях водоемов. Ржавеющие паромы, баржи, рудовозы и теплоходы, позабытые хозяевами, озадачивали непрезентабельным видом и экологической нагрузкой на окружающую среду. Если порядок на земле мы стремимся поддерживать, то почему на воде — иначе?
Провели мониторинг. Обнаружилось 26 «утопленников». Когда–то они считались водными транспортными средствами... Поднять и убрать до 1 июля — такое поручение Правительства прозвучало в мае. Однако к этой дате большинство судовладельцев с задачей не справились. Технически сложной и затратной оказалась работа. Срок отодвинули до 1 сентября. К решению проблемы подключились местные власти, транспортная прокуратура, предприятия водных путей. Однако даже это не гарантировало успешного результата. Среди старых суденышек обнаружились раритеты с причудливой и сложной судьбой.
Мало кто верил, например, что теплоход «Шквал», почти 15 лет назад ушедший под воду в гомельском затоне реки Сож, когда–нибудь освободит занятое пространство. Десятки предписаний и предупреждений, которые направлялись его владельцу, к сожалению, не дали результата. Хозяин много раз обещал поднять судно своими силами, но довести дело до конца ему не удавалось то по финансовым, то по личным обстоятельствам.
— Более трудного случая, чем «Шквал», в моей практике не было, — старший инспектор — капитан Гомельского участка Белорусской инспекции речного судоходства Иван Хомченко этого не скрывал. — Почти том переписки! К сожалению, инспекция речного судоходства в своих правах ограничена. Скажем, мы не можем привлечь владельца заброшенного судна к административной ответственности, если оно не создает препятствий судоходству.
В процесс включилась транспортная прокуратура, обязав Днепро–Двинское предприятие водных путей «Белводпуть» поднять «неподъемный» теплоход. К оперативным мерам побудили и поручение Правительства, и ситуация, сложившаяся в этой части реки. Здесь начались работы по перегрузке песка для строящегося моста через Сож, и затонувший теплоход стал угрожать движению барж...
— Какова картина на сегодня? — на днях поинтересовалась в инспекции речного судоходства.
— Подняли «Шквал»! — Иван Хомченко начал с наболевшей проблемы. — «Белводпуть» провел все работы. Сейчас теплоход находится на территории Гомельского судостроительно–судоремонтного завода. Решаются юридические вопросы с владельцем.
Оптимистичную картину дополнили в Гомельской транспортной прокуратуре. Прокурор Сергей Емельяненко считает, что за три месяца работы удалось получить не просто хороший, а очень хороший результат:
— Из 26 судов на поверхность подняты практически все, большинство разделаны и сданы, — раскладывает официальные ответы. — На карандаше остаются лишь два объекта. Это рудовоз, затонувший в Микашевичском канале на территории Брестской области. Здесь пока ведутся подготовительные работы по подъему судна. Его обваловали, вскоре будут откатывать воду, а после резать на металлолом. Еще — паром, принадлежащий сельскохозяйственному предприятию «Страдубка» Лоевского района, который находится на берегу Днепра. Хозяйство обратилось с просьбой перенести срок его уборки из–за финансовых проблем. Но до конца навигации, завершающейся в октябре, тема будет закрыта.
Система наведения порядка на воде, к сожалению, далека от совершенства. В законодательстве, отмечают практики, достаточно много узких мест. В итоге — безрезультатные тома переписок, долгие юридические разбирательства с владельцами, судебные тяжбы... Чтобы решить проблему, приходится задействовать все административные ресурсы — от местных до республиканских. Быть может, сейчас тот самый случай, когда, опираясь на полученный опыт, стоит законодательно восполнить пробелы в деле наведения и сохранения порядка на воде?
Что не удавалось десятилетиями — свершилось за три летних месяца. К сентябрю практически все суда, «позабытые» в реках, озерах и каналах, оттуда извлекли...