Исследование «Генеалогия исторической памяти белорусов в контексте образовательных практик», проведенное в рамках стипендиальной программы Белорусского института стратегических исследований (Литва), показало, что отношение к личностям и событиям белорусской истории изменялись в течение всех последних 17 лет.
Автор исследования философ Татьяна Островская проанализировала учебники по истории 5-11-х классов. Она выделила три периода за последние 17 лет в соответствии с интерпретацией отечественного прошлого: антиколониальный (1993-1995), доминирование панславистской идеологии (1996-2001) и формирование национальной идеи (с апреля 2002-го).
Вывод исследователя — за последние годы в отечественных учебниках по истории Беларуси осталось неизменным только описание истории Великой Отечественной войны. Все остальные периоды выглядят по-иному.
Как отметила Островская на презентации своего исследования, на протяжении последних 17 лет история Великой Отечественной войны всегда описывается позитивно с преобладающим героическим пафосом, однако негативные последствия войны, как правило, не рассматриваются или затушевываются.
При этом во всех трех периодах в учебниках не идет речь о том, что война является бедствием сама по себе и разрушает человеческие жизни. Среди негативных оценок этих последствий присутствует риторика страданий и жертв белорусского народа, виновником которых всегда выступают немецкие агрессоры, сказала исследователь.
Роль Сталина в истории трансформируется: «В первом периоде можно говорить о негативной роди Сталина. Во втором периоде идет речь о несвоевременном реагировании СССР на угрозы со стороны Германии, в третьем он почти пропадает из белорусской истории».
Репрессиям авторы и вовсе не уделяют должного внимания.
Заметим, что роль Сталина в белорусской истории особенным образом понимает и президент Беларуси Александр Лукашенко. «Я абсолютно не придерживаюсь мнения, как в официальной России, что Сталин — враг, а Ленин — преступник», — заявил Лукашенко 1 октября в Минске на пресс-конференции для российских журналистов.
Как отмечает автор исследования, второй период стал отрицанием практически всех белорусских исторических фигур, а в третий — началось постепенное возвращение героя в белорусскую историю, правда, в трактовке, выгодной для идеологии государства. Как отметила исследователь, в современных учебниках по истории Беларуси популярным становится образ жесткого, но эффективного исторического деятеля.
И все же XX век предстает перед школьниками без героев с большой буквы. Как отметила Островская, из материалов учебников по отечественной истории следует, что в прошлом веке у белорусов вообще не было великих героев. По ее словам, в учебниках представлена очень краткая информация о любых белорусских. «Даже Петру Машерову, который являлся руководителем БССР, учебник посвящает всего несколько абзацев», — сказала исследователь.
Она полагает, что такой подход связан с намерением вытеснить имена и образы всех значительных белорусских деятелей из исторической памяти, чтобы не создавать конкуренцию, пусть даже и символическую, правящей элите.
Вместе с тем, по словам Островской, в течение 17 лет в учебниках по истории Беларуси радикально меняется отношение к фигуре Кастуся Калиновского: от национального героя, вождя национально-освободительного антироссийского восстания 1863-1864 годов до безрассудного и пылкого интеллигентного и образованного юноши — представителя польской шляхты, который трагично и бессмысленно закончил свою жизнь. В изменении отношения к личности Калиновского Островская видит попытку «умаления национального революционного пафоса героя и всяческой национально-освободительной борьбы».
Кроме того, считает Островская, белорусская нация в отечественных учебниках представлена преимущественно крестьянской, восточнославянской и православной. В учебниках, по ее мнению, не объясняется, кто такие белорусы, чем они отличаются от других наций и на чем основывается их чувство общности с представителями своей нации.
Другие нации в учебниках истории делятся на друзей, соседей и врагов. Причем к друзьям относятся украинцы и русские, которые скорее выступают вторым «я» для белорусов; к соседям — поляки и литовцы, которые, как правило, оцениваются нейтрально; к врагам — крестоносцы, татаро-монголы и нацистская Германия.
Исследователь отметила, что история Беларуси в том виде, в котором она излагается в школьных учебниках, является индикатором социально-политических изменений в обществе и воспроизводит ценности, принятые властью. По ее словам, история предстает важным инструментом конструирования национальной идентичности и идеологических манипуляций, что приводит к негативным последствиям для учащихся.
«Они оказываются потерянными в поле противоречивой исторической интерпретации и испытывают не гордость за отечественное прошлое, а отрицательное отношение к нему», — подчеркнула Островская.