В Беларуси большинство детей, которых отобрали у нерадивых родителей, после реабилитации возвращаются в семьи. Без работы психологов это навряд ли стало бы возможным, считают в Минобразования и подумывают о повышении им зарплаты.
Выступая на международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая и психологическая помощь детям и семьям. Современные подходы», начальник управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Юрий Емельяненко рассказал, что за 2009 год в детских социальных приютах прошли реабилитацию 5998 детей. Реабилитация прошла достаточно успешно — 3873 ребенка возвращены в родную семью. Из года в год доля таких детей, которые возвращаются в семьи, увеличивается — с 47,64% в 2002 году до 65%в 2009-м. Всего после изъятия из семьи за последние пять лет около 8 тысяч детей вернулись в свои семьи.
Именно психологи подняли актуальную для Беларуси проблему нахождения детей в социально опасной ситуации. Теперь к таким детям относятся не только сироты и оставшиеся без попечения родителей, но и все несовершеннолетние, попавшие в сложную жизненную ситуацию. И психологи работают с такими детьми как в школах, так и в социально-педагогических центрах.
Чтобы ребенок мог вернуться в семью, с ним в социально-педагогических центрах работают и психологи, и социальные работники, и врачи. Параллельно идет работа с семьей. Возвращение ребенка в семью возможно, если его родители существенно улучшили свое поведение и создали для ребенка приемлемые условия жизни.
Юрий Емельяненко отметил, что работа с семьей и ребенком ложится в значительной степени на психологическую службу, которая создана в учреждениях образования в последние 20 лет.
Ранее в школах и вузах психологов не было вообще. Теперь в системе работает 4 770 человек (в том числе в дошкольных учреждениях — 1 577, в школах, школах-интернатах, специальных школах-интернатах, вечерних школах — 2 129, центрах коррекционно-развивающего обучения и развития — 236, ПТУ— 190, вузах — 66, ссузах — 40).
Количество психологов увеличилось в сравнении с прошлым годом на 200 человек и соответствует количеству ставок в учреждениях образования. Однако наблюдается сильная текучесть кадров. Следствием ее является недостаточно высокий уровень их квалификации и сложности в организации работы.
«Большая часть педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях, являются новоиспеченными выпускниками вузов или имеют небольшой стаж работы, — отметил Юрий Емельяненко. — В то же время цели и задачи деятельности педагогов-психологов, требуют от психолога личностной и профессиональной зрелости».
Решение проблемы, сказал он, отчасти зависит от работы методических объединений, которые оказывают поддержку и необходимую помощь молодым специалистам. Начальник управления социальной и воспитательной работы Минобразования также высказал мнение, что если бы материальное стимулирование работы психологов было более значительным, они бы так активно не уходили в другие сферы.
Участвовавшая в конференции работник одного из социально-психологических центров, попросившая себя не называть, сообщила, что зарплата психолога в социально-педагогических учреждениях с учетом произошедшего в ноябре повышения окладов составит около 650 тысяч рублей.
«Зарплату за ноябрь мы получим лишь в декабре. До того более 550 тысяч рублей никогда не выходило. Это мизерная зарплата, за которую невозможно выжить. Если в школе психолог может заработать, преподавая тот или иной предмет, то в социально-педагогических центрах он занят под завязку. Да и преподавать у нас не нужно. Здесь, как правило, происходит психосоциальная коррекция тяжелых запущенных родителями детей», — сказала она.
Юрий Емельяненко отметил, что Минобразования понимает ситуацию, и сообщил, что в ближайшее время ведомство планирует внести специальность психолога в перечень тех педагогических специальностей, зарплаты по которым будут еще раз увеличены.
«Это очень важный, значимый вопрос. Мы готовим ряд документов, которые, я надеюсь, позволят улучшить материальное положение специалистов, оказывающих психологическую помощь в учреждениях образования», — сказал Юрий Емельяненко.