Как удержать белорусов за пределами Минской кольцевой?. 21.by

Как удержать белорусов за пределами Минской кольцевой?

06.12.2010 17:04 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Власти осознают, что Беларусь — урбанизированная страна с уклоном на столицу. Чтобы регионы не опустели, в сфере экономики в последние годы принимается ряд мер. Однако говорить о том, что миграция в столицу остановилась, пока не приходится.

урбанизация

Жизнь на селе, в малых и средних городах должна быть не менее комфортна, чем в крупных городах и столице — это важнейший принцип региональной политики, заявил Александр Лукашенко сегодня на IV Всебелорусском народном собрании.

Официальный лидер сослался на данные социсследований, согласно которым материальное положение сельчан с 2000 года по 2010 год улучшилось почти в 7 раз.

«Надо развивать малые поселения, но там надо дать хорошую работу. Там достойно могут жить люди. Но условия должны быть лучше, чем в Минске. И мы это сегодня можем. И мы это уже начали делать. И мы убедились, что это правильный путь. <…> Человек должен идти туда, где он востребован, где для него есть работа. Поэтому надо сориентировать наших людей на малые города и поселения, создав там нормальные условия, как в столице. Мы научились это делать в самом низу, в агрогородках, мы это умеем делать в крупных городах. Теперь — средние города», — заявил Лукашенко.

По данным Минтруда, за последние без малого пять лет численность сельских безработных снизилась более чем в 15 раз — со 124 тыс. человек на начало 2006 года до 8 тыс. на 1 октября 2010-го.

Александр Лукашенко подчеркнул — в провинции нужно развивать бизнес: «Мы должны уйти от ложного стереотипа, что заработать можно, только если живешь и работаешь в столице».

Экономист Дмитрий Бабицкий считает, что малые города со времени начала работы программы по их развитию значительно изменились благодаря государственным вложениям в их экономику и инфраструктуру. За три года реализации Государственной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы в малых городах создано более 14 тысяч новых рабочих мест, численность занятого в экономике населения составила 125,7 тысячи человек.

При этом в интервью Naviny.by Дмитрий Бабицкий подчеркнул, что чаще всего средства в малые города приходили для «создания экстерьера»: «В городах ремонтировали главные площади, меняли тротуарную плитку на улицах и строили ледовые дворцы. В результате там появились качественные дороги, изменился в лучшую сторону общий вид. На мой взгляд, если сравнивать их с населенными пунктами, которые являются крупными промышленными центрами, порой выигрывают как раз малые города. Таким образом, государственные вложения поспособствовали улучшению местной инфраструктуры».

Вместе с тем Д.Бабицкий отметил, что объекты, которые построены в результате реализации программы, требуют значительных средств для эксплуатации. При этом местные бюджеты и доходы объектов не способствуют легкому решению проблемы финансирования. «Можно сказать, что те же ледовые дворцы висят грузом на местной власти. И часто на местах не могут справиться с этими объектами. Таким образом, здесь необходимо пробуждать активность на местах, чтобы использовалось то, что есть», — отметил эксперт.

Говоря о развитии бизнеса в малых городах, Д.Бабицкий отметил, что деловая инициатива развивается главным образом не там, где для этого созданы какие-то уж очень хорошие условия, а там, где есть потребительский спрос. Соответственно, чем выше и стабильнее спрос, тем лучше развивается бизнес.

Малый бизнес функционирует прежде всего в сфере общественного питания и торговли. «Таким образом, — отметил Д.Бабицкий, — в малых городах бизнес не развивается не потому, что для него не существует соответствующих условий, а потому, что то, что производят бизнесмены, некому покупать. Это связано с отсутствием у жителей малых городов для этого средств. Традиционно там не покупают столько одежды, как в крупных городах, и не ходят в рестораны и кафе так часто. В некотором смысле здесь замкнутый круг. Для решения проблемы современная цивилизация, сориентированная на мегаполисное развитие, рецепта не нашла».

Чем больше город, тем больше и его возможности, и тем активнее он привлекает население. Между тем есть страны, например, Италия, где в малых городах бизнес активно развивается и конкурирует на мировом уровне. Именно в маленьких городах производят знаменитую итальянскую обувь, плитку.

Дмитрий Бабицкий считает, что увеличить конкурентоспособность территорий можно посредством создания отраслевых кластеров с концентрированной на некоторой территории группой взаимосвязанных компаний. Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение).

Лукашенко также сегодня отметил, что мировой опыт свидетельствует об эффективности создания кластеров на региональном уровне и в качестве успешного примера привел предприятия, объединенные вокруг торговой марки «Савушкин продукт».

Вместе с тем, отмечает Д.Бабицкий, кластеры — это только один из способов успешного развития регионов. В целом же, подчеркнул эксперт, для успешного экономического развития регионов необходима общая либерализация экономики, защита прав собственности.

«Важно, чтобы человек, организовывающий бизнес в малом городе, был уверен, что у него не отберут бизнес, он будет спокойно работать и платить налоги. Такая политика должна будет помочь экономическому развитию малых городов. Во всяком случае, нашим соседям, например, Польше, она помогла. Пример этой страны и других показывает, что не вся экономическая активность концентрируется в крупных городах. Мелкий бизнес активно проявляет себя в местечках и маленьких городах», — отметил эксперт.



Елена СПАСЮК

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Жизнь на селе, в малых и средних городах должна быть не менее комфортна, чем в крупных городах и столице, заявил Александр Лукашенко...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика