Он считал себя вором с большой буквы. Присвоение чужого добра было его единственной профессией: ничего другого Валерий Марченко, дожив до 42 лет, делать не умел.
За годы «работы» у него набралось немало судимостей. Прокалывался в Гомельской, Минской, Брестской областях, после чего надолго отправлялся за решетку. Но, отбыв срок, всегда возвращался к своему любимому «ремеслу». Ездил из города в город, из области в область, высматривая, где что плохо лежит. Путешествовал, чтобы замести следы, — изобличить гастролера, да еще одиночку, всегда непросто. К тому же привык рецидивист к кочевой жизни, хотя и прописку имел постоянную в Петрикове, и даже законную супругу. Только к оседлому образу жизни душа не лежала.
Учительница первая моя. Она же и последняя
Образование у Марченко было редчайшее — только начальное. Обычно даже самых неспособных к учебе ребят учителям удается дотянуть хотя бы до 8–го класса. Этот же, с трудом отучившись три года, бросил школу, посчитав, что с него довольно. Родители, видимо, легко согласились с решением сына.
Но абсолютно невосприимчивый к математике, литературе и истории, Марченко с юных лет проявлял удивительную смекалку, когда врал и крал. Слагал такие легенды, что заслушаешься!
Конечно, к уголовной ответственности по малолетству его не привлекали, и он с удовольствием пользовался своей безнаказанностью. Однако сверстники держались от Валерки подальше. Так и привык Марченко жить в одиночку, презираемый всеми и презирающий всех. Время от времени сбегал из дому, затем так же внезапно возвращался. Мать с отцом поначалу волновались, но вскоре махнули на сына рукой. Они и не знали точно, в каком возрасте Валерий освоил свою «специализацию» — забираться в чужие квартиры через форточку. Просто смирились с тем, что их сын не такой, как все...
На вольных хлебах
Отбывая в последний раз наказание в колонии, Марченко для себя твердо решил: освободившись, махну на Витебщину и Могилевщину. Там я еще не был, «почерк» мой никому не знаком.
Оказавшись на свободе, сразу направился в Оршу, облюбовал дом на улице Черняховского и, когда хозяйка ушла на работу, туда влез. Доллары, рубли, золото, дорогая парфюмерия. Первый «улов» не разочаровал гастролера. Отужинав в привокзальном ресторане, он отправился дизелем в Могилев.
Окно дома на улице Тракторной потянуло его, словно магнитом: своим воровским чутьем Валерий уловил: там есть чем поживиться. Привычным движением отжал форточку, пролез в небольшое отверстие, в комнате приземлился, огляделся... И почти сразу отыскал в тумбочке 1.300 долларов. Природная жадность не позволила оставить хозяйке даже валявшуюся на столе мелочь в мятых банкнотах, 4 долларовые бумажки и 8.900 рублей. И тут подъехала милицейская машина: сработала сигнализация.
Впервые в жизни матерый вор растерялся, начал судорожно хватать и распихивать по карманам всякий хлам: старые часы «Луч», серьгу и цепочку, явно не золотые. В общем, дополнительные улики. Зажав пачку долларов в руке, он выскочил из дома, забежал в соседний двор и спрятался там за кустом смородины.
Служебная собака быстро взяла след, на глазах у толпы зевак Валерия выволокли на улицу. А тут как назло работники телевидения приехали снимать, как вора взяли с поличным, и к дому с рынка засеменила старуха хозяйка.
Марченко, человек непубличный, от страха даже зажмурился. А в следующую минуту судьба дала ему очередной шанс: увидев свои кровные, пенсионерка, которую рецидивист обокрал, вдруг... отпрыгнула как ошпаренная: «Доллары не мои, это кто–то подбросил валюту!»
Скоро сказка сказывается
Ни один адвокат в мире не смог бы так быстро сочинить защитную речь, как это сделал сам задержанный. По его версии, в Орше он не был вообще, а в Могилев приехал по приглашению двух милых девчонок, Наташи и Тани. С красавицами он познакомился якобы в Петрикове, вместе сели в такси и тронулись. Но новые знакомые вдруг... оказались воровками. Наташа покинула автомобиль еще на въезде в город, а Таня — позже, на Тракторной. Оставленный ими в салоне пассажир вдруг понял, что лишился борсетки с деньгами и документами. Что ему оставалось делать, как не разыскивать нечистых на руку случайных знакомых? Тем более показалось, что Таня зашла именно в дом, возле которого его задержали.
— А доллары, зажатые в кулаке, — соловьем заливался Марченко, — одолжил родной отец на покупку лома металла.
Этот ходовой товар рецидивист собирался везти в Россию. А чем прикажете жить человеку, которого на работу нигде не берут, — не помирать же с голоду?!
Конечно, в довольно складной истории сразу просматривались несоответствия. К примеру, если борсетку с деньгами украли, как доллары снова оказались в кулаке у хозяина? И почему, когда зловредная Таня покидала авто, приглашенный в гости Валерий не вышел с ней вместе? Впрочем, любой человек разволнуется, если его станут превращать из потерпевшего в преступника.
Неисправимый
Одумавшись, бабуля свои деньги признала. Оказывается, заработала она их, торгуя сигаретами, не раз привлекалась за свой незаконный бизнес к административной ответственности, еще не до конца выплатила последний штраф и очень боялась очередного наказания. Потому в первую минуту сгоряча и открестилась от своего неправедного «капитала».
Марченко это ничуть не смутило, он продолжал настаивать на своей версии. Более того, из следственного изолятора как–то умудрился передать отцу, чтобы на суде подтвердил, что давал сыну деньги.
— Более изворотливых преступников мне видеть не приходилось, — вспоминает помощник прокурора Октябрьского района Елена Исакова, которая присутствовала в качестве государственного обвинителя на судебном заседании. — Вину он так и не признал. Повторял как заведенный свои нагромождения лжи и, кажется, сам начинал в них верить.
Очень убедительным в зале суда был и Марченко–старший. Подробно описывал, в каких банкнотах хранил «зелень», которую одолжил сыну. Пытался убедить присутствующих в том, что записал даже номер каждого банкнота.
К счастью, нашлись и другие свидетели: кто–то видел, как вор лез в окно, кто–то — как бежал к соседнему участку. Да и наличие отпечатков пальцев «честного человека» в чужом доме объяснить непросто. В общем, рецидивист и его родня потерпели фиаско.
Учитывая, что Марченко привлекался к ответу за кражи много раз, но выводов не сделал, суд приговорил его к 4 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
***
Увы, мало надежды на то, что профессиональный вор–гастролер искренне раскается. Это малопочтенное ремесло, по утверждению знатоков, обычно затягивает. Где он всплывет после освобождения на этот раз — в Мозыре, Гродно, Горках, Мостах?! Остается только гадать. А может, и вправду свершится чудо и, выйдя на свободу, вор перевоплотится в добропорядочного лифтера или дворника? Ведь кражами, как известно, пенсию не заработаешь, и всем, кому за 40, не мешает об этом задуматься.
Компетентно
Заместитель прокурора Октябрьского района Могилева младший советник юстиции Александр Кореньков:
— Увы, действительно есть люди, с трудом поддающиеся перевоспитанию. К примеру, в Могилеве несколько лет назад в поле зрения правоохранительных органов попал 10–летний мальчишка, которому удалось приучить воровать... своего собственного вполне положительного папашу. Под руководством этого пацана несколько его сверстников и двое взрослых не раз забирались на склады магазинов. Все они подчинялись своему юному лидеру беспрекословно. Каким этот парнишка вырастет? И все же у нас, юристов, всегда остается надежда достучаться до сознания каждого «криминального таланта». Ведь из всякого правила есть исключения.
Дополнительные уликиОн считал себя вором с большой буквы. Присвоение чужого добра было его единственной профессией: ничего другого Валерий Марченко, дожив до 42...