Семь человек ютятся в 46–метровой квартире. Негде упасть не то что яблоку — кедровому ореху. И это при том, что в семье Тамары Затуренской младший сын — 24–летний Виктор — инвалид I группы пожизненно. С детства страдает эпилепсией, атрофией головного мозга. Вот уже 20 лет — с августа 1990 года — семья, которая, по сути, не знает покоя ночью и днем из–за тяжелого состояния Вити, ждет улучшения жилищных условий. Но очередь на квартиру словно замерла в стоп–кадре.
Вечный крест?
«В месяц у сына случается до 15 приступов. Чаще ночью, и мы, конечно, не спим. Ждем «скорую», сами по возможности оказываем ему первую помощь. После нескольких уколов — реланиума, магнезии и др. — в стабильное состояние Витя возвращается еще сутки, — рассказывает Тамара Александровна. — Сын живет в одной комнате со мной и мужем, дочь со своей семьей — в другой. Впрочем, назвать это жизнью невозможно». День ото дня Вите становится только хуже: к эпилепсии «приклеился» еще один тяжкий диагноз — сахарный диабет плюс высокое артериальное давление, вплоть до 220/110 мм рт. ст.
«Сейчас тяжело, но и раньше было не легче, — делится болью Витина мама. — Болезнь сына с шестимесячного возраста — вечный крест, но душа болит и за то, что у старшей дочки не было детства. Когда младший заболел, Оле было всего 6,5 года. А что такое эпилептический припадок? Тяжкое зрелище, а уж для глаз ребенка... Но как все это было спрятать в такой квартире? Потому не знала Оля ни спокойствия, ни беззаботной детской радости. Вот так и разрывается душа между виной перед дочкой и материнским долгом. При этом мы никогда бы не отказались от Вити, ведь каждый день ему нужна наша помощь и участие».
...Я видела, как сражаются за подростков и молодых людей врачи, воспитатели, администрация домов–интернатов. Как призывают родителей не отказываться от тяжелых детей, ведь каждому из них всегда лучше дома, чем в самом благоустроенном интернате. Супруги Затуренские не захотели и не смогли отдать больного сына на попечение государства. Но какую реальную помощь получили? Может, им просто не хватило наглости и нахрапа, чтобы, расталкивая локтями, пробить свои законные «квадраты»? Сколько же еще им ожидать права на нормальную жизнь?
Надежда есть
Сами Затуренские считают, что страдают по вине обстоятельств: не поспевают за меняющимся законодательством. В связи с очередными в нем изменениями семья обратилась в администрацию Советского района, чтобы их включили в отдельные списки — перевели на льготную очередь. «До этого времени мы стояли на учете как семья, воспитывающая ребенка–инвалида. Но когда сын подрос и перешел в другую возрастную категорию, наша льготная очередь стала исчисляться с даты подачи нового заявления — с 14 июня 2006 года, — поясняет Тамара Александровна и тут же недоуменно спрашивает: — Но ведь первое заявление на квартиру было написано еще в 1990 году! Ввиду постоянных изменений и дополнений в нормативно–правовые акты нам каждый раз приходится обращаться с новым заявлением и становиться на новый учет. И, получается, если кто–то стоял на очереди, условно говоря, всего 8 лет, но просто лучше сориентировался и на неделю раньше написал заявление в связи с новым указом, он уже впереди нас?» В управлении жилищной политики Минского горисполкома подтвердили: по сути, так и есть — кто быстрее прореагировал на изменения законодательства, тот и «лидирует». По этому вопросу Затуренским дали письменный ответ: «Сейчас ваша семья включена в отдельные списки и в настоящее время состоит на учете по общей группе под № 3064, в отдельных списках инвалидов с детства I и II групп — под № 18, а согласно общегородской очереди в списках инвалидов с детства — под № 100». Очень четко, очень по полочкам. Но как скоро подойдет такая очередь — через 5 лет? через 10? еще через 20? — никто не объяснил. Когда с подобным вопросом обратилась корреспондент «СБ», ответили: в данный момент жилье получают те, кто подал заявление в 1988–м и январе 1989 года, согласно общегородской очереди. Есть ли вероятность, что в 2011 — 2012 годах Затуренские, наконец, станут новоселами? Есть, однако стопроцентную гарантию дать никто не решился.
Впрочем, имеется еще несколько поводов для оптимизма. Замначальника отдела жилищной политики администрации Советского района Елена Савинская сообщила, что Указом Президента Республики Беларусь № 382 внесены изменения в Указ № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений», согласно которым инвалидам с детства I и II групп предоставлено право на внеочередное включение в списки на получение льготных кредитов. Что, конечно, важно для наших героев. И еще: вопрос о положении семьи Затуренских «СБ» адресовала на прямую телефонную линию министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной. Она в ответ заверила, что министерство направит обращение в горисполком с просьбой разобраться в этой ситуации, в том числе и по дате постановки на учет для улучшения жилищных условий, а управлению социальной защиты Советского района будет дано поручение об оказании возможной социальной помощи этой семье. Так что есть надежда у семерых человек покинуть «зал ожидания» и начать другую жизнь, видимо, уже в новом году...
Двадцать лет спустяСемь человек ютятся в 46–метровой квартире. Негде упасть не то что яблоку — кедровому ореху. И это при том, что в семье Тамары Затуренской...