Победил парень дракона, тот рухнул прямо в болото. Но и сам Василь был ранен: там, куда падали капли его крови, вырастали цветы – невероятной красоты, как рассказывают. И много таких цветов выросло. Люди их стали называть «василишками». Говорят, что они и сейчас иногда вырастают – но только раз в год, когда и была эта битва. А деревня Василишки как появилась, так и стоит по сей день.
Во второй половине XVII века здесь в Василишках состоялся сеймик шляхты Лидского павета. А этим может похвастаться не каждое селение. А во торой половине XVIII века старостой в Василишкаэ был знаменитый поэт, композитор и меценат, гетман Великого княжества Литовского Михаил Огинский. Но как Огинский не сражался против раздела Речи Посполитой, тот всё же состоялся, и в 1795 году Василишки вошли в состав Российской империи.
В середине XIX века Василишки были центром волости Лидского уезда. В 1866 году здесь было 244 двора и 1841 житель. Стояли костёл, церковь, синагога, волостное управление, школа, в которой учились 86 ребят, потовая станция. Через Василишки проходил торговый путь из Бреста в Лиду, что благоприятствовало развитию села – тут было 42 лавки и 10 питейных домов, а каждое воскресенье шла ярмарка.
В 1769 году на старом месте, где стоял старый костел, построили новый, который чудесно сохранился и по сей день. Костел построили в стиле позднего барокко, освящен он был в честь Иоанна Крестителя.
В конце XIX столетия в Василишках жило почти 3 тысячи человек. Большая часть из них – евреи. Сегодня в посёлке уже почти не осталось дочерей и сыновей Израиля, но стоят старая синагога и несколько их жилых домов.
Рассказывают, что жил тут когда-то еврей, который мог творить чудеса – Мойша Соломонович. И был когда-то засушливый год, когда вокруг дожди шли, а в самом Щучине дождей не было. Сохло всё, ничего не росло. Щучинские евреи пришли в Василишки к Мойше Соломоновичу и попросили его придумать что-нибудь. А тот смотрит на них и говорит: «Нет, не могу. Потому что вы не верите». «Верим!» - говорят они. А он им отвечает: «Если бы вы верили, то взяли бы зонтики. Не будет вам никакого дождя».