За новогодним столом принято говорить тосты. В такую ночь, да и в процессе «продолжения банкета» даже самые банальные пожелания приобретают некий магический смысл. «Исполнение желаний», «здоровье», «счастье», заключенные в лаконичные фразы или зарифмованные в нехитрые четверостишья — самые распространенные. Naviny.by предлагают разнообразить этот новогодний репертуар. Мы определили десять событий, произошедших в 2010 году в Беларуси, за которые можно сказать тост…
За массовость в любви к искусству
Широко распространенные по планете технологии 3D в 2010 году, наконец, добрались и до наших широт. В начале января в Минске был открыт первый в стране 3D-кинотеатр. Голодный до невиданного ранее зрелища народ ломанулся в кассы «Киева». Вид змейкой петлявшей по улице Каховской очереди многим напомнил начало 90-х, когда столь же упорно люди стояли за колбасой или водкой. Во имя торжества справедливости и борьбы со спекулянтами ради был даже введен лимит на количество билетов в одни руки. Спрос рождает предложение: в течение этого года в столице было открыто еще два 3D-зала — во Дворце Республики и в торговом центре Rubin Plaza. А уже 1 января объемное кино начнут крутить в «Центральном» и «Салюте».
Что пить: французское шампанское Charles Heidsiech — синяя бутылка и цветочно-фруктовый аромат добавят вашему настроению легких, игривых красок.
За холодный расчет
Февраль-2010 принес Беларуси первую в ее суверенной истории золотую медаль зимних Олимпийских игр. Ее завоевал фристайлист Алексей Гришин. Для него это была уже четвертая Олимпиада, на пути к которой Гришин выиграл почти всё, что можно — весь комплект медалей чемпионатов мира, этапы Кубка мира, «бронзу» Олимпиады-2002. Прошел и огонь, и воду, и медные трубы. На зубок выучил тонкости своего вида спорта, его существенную зависимость от субъективного мнения судей. Но Гришин не оставил арбитрам иного выбора, как поставить его на первое место — сложность прыжка, чистота его исполнения и приземления были безукоризненны. Не забудем и других героев Ванкувера-2010 — биатлонистов Сергея Новикова (серебро) и Дарью Домрачеву (бронза). Их усилиями Беларусь также впервые в истории выиграла на зимней Олимпиаде сразу три медали.
Что пить: канадский виски Black Velvet — ледяная вода из горных источников, трижды дистиллированный спирт и едва уловимый аромат дубовых бочек без вариантов выиграют спор у любых других крепких напитков.
За трезвые улицы
Аккурат на 23 февраля в Беларуси вступил в силу запрет на распитие на улице пива и слабоалкогольных напитков. Чего скрывать, любили белорусы это дело — посидеть с бутылочкой пивка на набережной, на скамейке у подъезда, скоротать в компании «жигулевского» время в ожидании троллейбуса. Однако стремительно распространившаяся традиция вызвала у заинтересованных государственных органов — МВД и Минздрава — опасения за здоровье и моральный облик подрастающего поколения, ведь именно молодежь стала основным носителем новой культуры пития. Сказать, что после введения запрета пить пиво в общественных местах перестали вовсе, значит погрешить против истины. Не перестали, зато научились лучше прятаться. И тому есть объяснение — мало у нас еще доступных кошельку обычного гражданина мест для культурного употребления.
Что пить: пиво «Криница-1» — отсутствие каких-либо характерных лишь для этого сорта вкусовых особенностей подчеркивает идейность тоста.
За ассимиляцию мирового шоубиза с белорусской действительностью
В 2010 году Беларусь в роли вполне пристойной сценической площадки открыли для себя многие звезды мирового шоу-бизнеса. Исполнителей класса «А» было настолько (по сравнению, конечно, с предыдущими годами) много, что под конец избалованный зрелищами отечественный меломан даже стал несколько воротить носом. Наиболее резонансным стал приезд на «Минск-Арену» группы Rammstein. Феноменальную мировую популярность немецкоязычной группы в штыки приняли белорусские поборники нравственности во главе с многотиражным писателем Николаем Чергинцом. Убоялись светочи отечественной морали «актов совокупления между мужчинами, семяизвержение и подражания нацистам», которыми якобы сопровождается каждый концерт Rammstein. Скандальность и эпатаж — это, безусловно, фишка немецких рокеров, но до приезда в Беларусь никто не пытался их обвинить в попытке уничтожить самосознание целого народа и разрушить государственность. Ответом на моралите Чергинца и Ко стал аншлаг и восторг белорусских зрителей. Самосознание пополнилось новыми впечатлениями, государственность осталась цела.
Что пить: Kirschwasser — шнапс, изготовленный методом дистилляции забродившего сусла черных вишен вместе с косточками, можно употреблять в чистом виде, либо как основу для коктейля — мешать лучше с вермутом или вишневым бренди.
За мужиков в юбках
Не удивляйтесь — это не следствие долгого прослушивания Rammstein. Это восстановление справедливости, ведь обычно третий тост пьют за дам, а мы его беспечно отдали «трезвым улицам». И уж если вспоминать достижения белорусок, то первыми на ум приходят великолепные «буяльские девчата» — женская сборная Беларуси по баскетболу. В 2010 году список своих достижений они пополнили четвертым местом на чемпионате мира. При этом в квартет сильнейших на планете белоруски попали, пребывая в ранге абсолютных дебютанток соревнований такого уровня. Успехи белорусских баскетболисток — словно немой укор их коллегам-мужчинам, уже который год пребывающим на задворках европейского баскетбола и на космических расстояниях от баскетбола мирового.
Что пить: Gewurztraminer Selection de Grains Nobles. Domaine Ernest Burn — вино с акцентированными ароматами меда и айвы для энергичных и жизнерадостных дам.
За мужиков в штанах
Уходящий год стал наиболее успешным, уж простите, что снова о спорте, и для национальной сборной Беларуси по футболу. Из глубин мирового рейтинга наша команда вознеслась аж на 38-е место, застолбила за собой вторую строку в группе отборочного турнира Евро-2012 с неплохими перспективами на завоевание путевки в Польшу и Украину. И, самое главное, продемонстрировала при этом результативный футбол. Особняком в череде этих достижений стоит победа подопечных герра Штанге над сборной Франции на «Сен-Дени». Теперь и мы можем сказать, что забивали французам.
Что пить: французский коньяк Remy Martin Extra — 50-летняя выдержка этого темно-золотистого напитка как нельзя лучше соответствует поводу.
За диверсификацию
Если на седьмом круге и после разнообразия спиртного вы будете в состоянии без запинок произнести этот тост, то за диверсификацию в самом деле стоит выпить. Если же без шуток, то поиск альтернативных России поставщиков нефти — то немногое, что можно отметить в экономической политике белорусского государства в 2010 году. Шаг этот был, безусловно, вынужденный, во многом суетливый и еще непонятно насколько эффективный, но, тем не менее, он состоялся. Беларуси удалось не только наладить поставки нефти из-за океана, что противоречило всем законам логистики, но и сделать то, что не удавалось долгие годы — развернуть трубу Одесса-Броды и договориться о поставках азербайджанской нефти. Правда, есть опасения, что новые договоренности с Россией могут постепенно отодвинуть диверсификационные начинания на второй план, либо вовсе их заморозить.
Что пить: водка «Кристальная югра Премиум» — этот напиток, заключенный в хрустальный графин в черно-золотой тубе, пользуется большой популярность у работников нефтедобывающей отрасли России как подарок к профессиональному дню.
За либерализацию
Оперировать этим термином также не просто. Впрочем, белорусским властям это удается, хотя и без особого успеха. Ряд либерализационных мер в белорусской экономике оказались половинчатого характера, так как по сути своей не могли прижиться на командно-административной почве. Будущие реформы и вовсе покрыты туманом неизвестности — ожидавшаяся еще в этом году директива № 4, которой государство обещало разом снять все проблемы для бизнеса, застряла в коридорах власти. «Ждать не надо, надо идти и работать», — посоветовал ожидавшим чуда бизнесменам официальный лидер. Что уж тут говорить о либерализации политической? Послабления возможны лишь там и лишь настолько, насколько это не изменит положения действующей власти. Всё остальное — слова на ветер.
Что пить: джин Vedrich — классический можжевеловый вкус этого напитка в умеренных дозах содержит в себе порядочный заряд позитива.
За право выбора
Шестнадцать лет с одним и тем же главой государства вполне определенно говорят, что с правом выбора в Беларуси далеко не все в порядке. Право выбирать есть, и выбор есть — в этом году избирательное меню было особенно пестрым, но как ты эти два понятия — «право» и «выбор» — не складывай, на выходе все равно получается одно и тоже постылое блюдо.
Что пить: народный коктейль «Ёрш» как сочетание несочитаемого и наиболее ярко соответствующий характеру проблемы и ее корням, уходящим в глубины неизжитой советской ментальности белорусского народа.
За право людзьмі звацца
Печальным и трагическим аккордом уходящего года стали события на площади Независимости вечером 19 декабря. Более шестисот задержанных, около 30 обвинений в уголовном преступлении, грубые обыски в офисах демократических организаций и независимых СМИ, нагнетание атмосферы страха. Шок был, его не могло не быть после трех месяцев политической оттепели. Но не было трепета — загнать всех, как мышей веником, под лавку не получилось. На жестокость власти общество ответило солидарностью. Менее суток хватило, чтобы наладить сбор средств для помощи задержанным, без внимания не остался никто из тех, кто уже вышел с «суток». Ударив по свободе, по Богом данному праву людзьмі звацца, власть лишь сплотила тех, кто этой свободы добивается.
Что пить: название и крепость напитка в данном случае не имеют никакого значения.