Чувствительная особа, словно зимняя сосулька: ее пригреешь — растает. Но ничего не может успокоить человека, уверенного, что ему все вокруг обязаны: внуки, дети, брат, сват, сосед. Такой не приспосабливается к миру, он стремится приспособить мир к себе. В общем, я о тех, кто любит жаловаться. Перед эмоциональной агрессией некоторых из жалобщиков пасуешь — и они добиваются–таки своего!
В «Книге учета», которая лежит на рабочем столе в брестском корпункте «СБ» всегда под рукой, много записей. Большинство звонков от читателей воплотилось в газетных статьях. Но кое–где в графе «что сделано» — прочерк. Ибо не знаю, как помочь человеку, который просит повлиять на таможенников... в украинском Заболотье. Или — наладить в маленькой Жабинке круглосуточную работу телеграфа. Среди активных абонентов — Л.П. из Давид–Городка. Он тратит деньги на межгород, требуя, чтобы я приехала, «надавила» на чиновников, которые отказываются делать в его доме ремонт. Вникла, как говорится, в проблему без выезда на место. Оказалось, у Л.П. два взрослых сына. Оба — неработающие. В Столинском районе, где люди умеют зарабатывать большие деньги, трудясь в теплицах, тунеядцы — инородное явление. Но Л.П. за сыновей горой. Их местная власть, видите ли, не обеспечила работой. Своими жалобами пенсионер добился, что в прошлом году ему выделена материальная помощь 600 тысяч рублей. При этом Л.П. получает пенсию почти 800 тысяч, супруга — за 700 тысяч. Разве не по карману этой семье замена нескольких листов шифера на крыше? С каждым новым звонком в корпункт голос Л.П. становится суровее, требования выехать по звонку — лаконичнее. И мое «навещу, когда буду в ваших краях» (от Бреста до Давид–Городка — 4 часа езды), Л.П. уже не устраивает. Я — следующий «объект» жалобщика?..
В стране проводится огромная работа с обращениями граждан. Регулярные «прямые линии» руководителей областей — тому подтверждение. Стараюсь присутствовать на всех подобных заочных приемах граждан, которые проходят с участием председателя Брестского облисполкома Константина Сумара. Иногда чувствуется, что звонок руководителю области — последняя надежда, ибо надоели людям отписки. Согласитесь, если в деревне в Брестском районе тянут с выделением земельного участка многодетной семье — это непорядок. Просьба перекинуть через речку Леплевку мостик для всех — тоже заслуживает внимания. И жалобы на непотопляемую строительную фирму «Облик» понятны. Как–никак, полтысячи брестчан ждут обещанных квартир, за которые уже уплачены деньги.
Бюрократы у нас еще не перевелись, потому «прямые линии» помогают руководителю держать руку на пульсе. Но все ли звонки достойны немедленного реагирования? Как вам, например, просьба отвезти ковры в химчистку? Брестчанка пожаловалась, что Дом быта не может забрать у нее ковры своим транспортом. Имеющая, похоже, зуб на конкретную «бытовку», она требовала разбирательства. И добилась, что присутствовавшая на «прямой линии» начальник областного управления торговли и услуг пообещала, что ковры у нее заберут. Может, надо было дать номер службы такси?..
За два часа председатель облисполкома обычно успевает ответить на 40 вопросов. Многие из них должны решать чиновники рангом ниже. Не решают. Но и жалобщики хороши. Иные убеждены, что можно просить все: продлить контракт на работе, выделить участок под строительство дома 90–летнему уважаемому человеку, переписавшему квартиру на сына, заменить окна. Но стоит ли потакать тем, кто по жизни привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи? Кто умеет получать за счет других личную выгоду от любого события — будь то снегопад, гроза, наводнение или жара. Смысл работы с обращениями граждан — не кампанейщина, а оперативное решение насущных проблем. Такая позиция, если ей четко следовать, практически исключит из числа жалующихся любителей блефовать.
И иногда, мне кажется, стоит все же честно говорить «нет».
Просьба уважатьО жалобщикахЧувствительная особа, словно зимняя сосулька: ее пригреешь — растает. Но ничего не может успокоить человека, уверенного, что ему все...