Комитет защиты журналистов призвал белорусские власти прекратить подавление независимых средств массовой информации. У белорусских журналистов возникают вопросы — что у них ищут спецслужбы и кто следующий в очереди на обыски?
Как отметил научный сотрудник комитета защиты журналистов Музаффар Сулейманов, КГБ Беларуси продолжает проводить рейды в редакциях, конфисковывать репортерское оборудование из офисов и квартир журналистов, держать под стражей независимых и оппозиционных сотрудников СМИ, а также подвергать нападкам их семьи.
Комитет защиты журналистов — независимая некоммерческая организация со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Основана в 1981 году. Декларирует своими целями содействие свободе прессы во всем мире и защиту права журналистов на освещение новостей без страха расправы. 3 января организация призвала Евросоюз поставить дипломатические и торговые отношения с Беларусью в зависимость от освобождения всех арестованных журналистов и прекращения преследования официальным Минском независимой прессы.
«Власти должны немедленно прекратить это затянувшееся подавление», — заявила координатор европейской и центральноазиатской программы комитета Нина Огнянова. В частности, она призвала «агентов КГБ в Гродно прекратить преследование Андрея Почобута и позволить ему работать, не опасаясь мести».
Гродненский журналист Анджей Почобут 8 января был задержан и допрошен сотрудниками КГБ относительно событий 19 декабря в Минске. В своем блоге в «Живом журнале» Почобут пишет, что избрал на допросе тактику молчания, за что получил удары по лицу, груди и голове. В итоге ему было выдано «официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения», которое объявил начальник областного управления КГБ Иван Корж.
Нина Огнянова также потребовала, чтобы «минские власти немедленно возвратили все оборудование, конфискованное из редакции газеты «Борисовские новости» и из дома ее редактора Анатолия Букаса.
Обыски проводились согласно постановлению УКГБ по Минской области в рамках расследования уголовного дела о массовых беспорядках в столице 19 декабря. Сотрудники правоохранительных органов вынесли из редакции всю оргтехнику, а из дома редактора забрали фотоаппарат.
11 января сотрудники КГБ провели обыск в доме гомельской журналистки, члена Белорусской ассоциации журналистов Ларисы Щиряковой, которая сотрудничает с рядом негосударственных СМИ. Как сообщила БелаПАН Щирякова, в ходе обыска было изъято два стационарных компьютера, ноутбук, диктофон, записные книжки, около 150 DVD. «Забрали даже клавиатуры, компьютерные мышки, MP4-плееры — выносили все. Каким доказательством какого преступления может быть компьютерная мышь и клавиатура?» — сказала журналистка.
Обыск проводили по постановлению прокуратуры Минска в рамках уголовного дела о массовых беспорядках 19 декабря. «Какое отношение ко мне имеют события в Минске, если я там не была? Я освещала избирательную кампанию, встречи кандидатов в президенты с гомельчанами. Этот обыск — месть мне за профессиональную деятельность, запугивание», — считает Щирякова.
Журналистку вызвали 12 января на допрос в УКГБ. На этот день также назначены допросы многих демократических активистов Гомеля. В частности, в КГБ вызваны председатель областной организации движения «За свободу» Петр Кузнецов, местный лидер независимого профсоюза Виктор Козлов, активисты создаваемой партии «Белорусская христианская демократия» Артем Хмельницкий и Алесь Сиваков.
Видеооператора газеты «Наша ніва»Татьяну Гаврильчик также вызвали в очередной раз на допрос именно сегодня. 19 декабря Гаврильчик снимала акцию протеста в Минске. Через неделю после этого прошел ряд обысков в редакциях независимых СМИ. 28 декабря пришли в «Нашу ніву». В этот день обыскали также и квартиру главного редактора газеты, заместителя председателя ПЕН-центра Андрея Скурко. 31 декабря четыре сотрудника КГБ провели обыск в квартире Гаврильчик, когда и конфисковали компьютер и оргтехнику.
Несколько дней назад Гаврильчик получила назад свою камеру, компьютер и другую оргтехнику: «Мне вернули буквально все со всеми файлами. Однако сегодня меня снова по телефону попросили придти на допрос в КГБ по делу об осквернении государственной символики, по которому я прохожу свидетелем. Туда я иду с адвокатом. Мне логика спецслужб непонятна — все, что могу сказать о причине обысков и изъятия аппаратуры».
Шеф-редактор «Еврорадио»Юлия Слуцкая сказала Naviny.by, что никакого ответа на жалобу, направленную 28 декабря «Еврорадио» в КГБ на действия сотрудников спецслужб, которые 25 декабря в отсутствие сотрудников обыскали минский офис «Европейского радио для Беларуси» и изъяли аппаратуру и оргтехнику, нет. Технику сотрудникам не вернули.
Что они ищут у журналистов, спросили Naviny.by у шеф-редактора «Нашай нівы» Андрея Дынько. Он не исключает, что спецслужбы действительно полагают, что существуют неопубликованные видео- и фотоматериалы. Их и ищут. И все же это не все: «Нельзя исключать и элемента запугивания профессионалов».
В эту версию, в принципе, вписывается решение о лишении права на вещание «Авторадио», которое 11 января было принято Республиканской комиссией по телевидению и радиовещанию в связи с «несоблюдением творческой концепции и распространением в эфире информации, содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности».
В эфире «Авторадио» в период агитационной компании по выборам президента транслировались агитационные материалы кандидатов в президенты Андрея Санникова и Владимира Некляева. В агитационных материалах Санникова содержалась фраза «судьба страны решается не на кухне, а на площади». При этом за время размещения агитационных материалов в адрес «Авторадио» не поступало замечаний ни со стороны Центризбиркома, ни со стороны Министерства информации.
Редакция «Авторадио» намерена в судебном порядке оспорить решение о лишении радиостанции права на вещание.
«У меня такое впечатление, что обыски, изъятие техники используются, чтобы помешать работе независимых СМИ. Возможно, ищут видеоматериалы, чтобы предотвратить дальнейшее распространение информации. Однако это неоправданно — она давно в интернете», — говорит заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов Андрей Бастунец.