Демографы прогнозируют, что максимум через 20 лет треть населения нашей страны будут составлять люди старше 60 лет, каждый четвертый белорус перешагнет 65–летний рубеж. Надвигающаяся диспропорция между трудоспособным населением и пожилыми людьми уже сейчас вызывает множество вопросов, главный из которых: как обеспечить каждому достойную и комфортную старость? Откуда брать ресурсы — материальные и человеческие, чтобы выстроенная система социальной поддержки пожилых не рухнула от непосильного бремени, а, наоборот, укреплялась, развивалась и при этом не ущемляла ничьих прав? Одним из механизмов может стать развитие рентных услуг. Они давно и успешно практикуются в странах Европы. Перенять положительный опыт предложил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько во время посещения Президентом дома–интерната для ветеранов войны и труда «Свiтанак». Александр Лукашенко предложение одобрил: «Надо, чтобы это было внедрено немедленно». В чем же суть новации?
На полном доверии
Надо заметить, что рента — норма в нашем законодательстве новая лишь относительно. В Гражданском кодексе ей посвящена целая глава из 22 статей. Единственный нюанс — такого рода отношения всегда заключались исключительно между физическими лицами. То есть человек по желанию может передать в собственность свою квартиру, дом, земельный участок хоть соседу, хоть коллеге, но с условием — тот возьмет бывшего уже владельца недвижимости к себе на иждивение: будет периодически выплачивать ему определенную сумму либо ухаживать за ним и оплачивать его проживание в квартире. Фактически же новый владелец квартиры пользоваться имуществом по своему усмотрению сможет или с согласия рентополучателя, или только после его смерти. При этом договор ренты может быть расторгнут в суде в одностороннем порядке, если вдруг рентополучатель решит, что человек, которому он отписал свой угол, недобросовестно или не в полной мере выполняет свои обязательства.
Казалось бы, одинокая старушка или немощный старик (потенциальные участники этого механизма) всячески защищены законом от возможного обмана со стороны «черных» риэлтеров или просто людей недобросовестных. Однако эта статья годы, образно говоря, лишь занимала место в Гражданском кодексе. Воспользоваться правом на обеспеченную старость под присмотром надежного человека решили единицы.
— По сути, договор ренты основан на полном доверии одного человека другому, хотя и закрепляется юридическими документами, — подтверждает заведующая государственной нотариальной конторой № 2 Советского района Минска Галина Зановская. — Скажем, одинокая бабушка лично должна поставить свою подпись в договоре ренты, выказав тем самым полное доверие, например, соседке, которой передает квартиру взамен на пожизненное содержание. Заключить такой договор по доверенности нельзя. За прошлый год в нашей конторе было заключено от силы 5 договоров ренты. Были у нас клиенты, которые многократно разрывали договоры из–за недостаточного, по их мнению, внимания со стороны содержателя. При этом о расторжении договора просили и сами плательщики ренты, потому что, говоря простым языком, бабушка оказалась чересчур капризная... Безусловно, все это характеризует степень взаимного доверия стариков и окружающих их людей. Так что с большой долей вероятности можно предположить, что рентные услуги будут более востребованы, если в качестве плательщика ренты выступит государство. Все–таки его социальные гарантии более весомы...
...И, можно добавить, несколько иные. Сейчас Министерство труда и социальной защиты и комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома готовят и шлифуют документы о развитии двух видов рентных услуг.
— В одном варианте пожилой одинокий человек может заключить договор о передаче своего жилья городу, а взамен получить право пожизненного обслуживания, — объясняет начальник управления социальной поддержки населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Галина Гриб. — Работники территориального центра социального обслуживания будут навещать его на дому, покупать продукты питания, оплачивать коммунальные платежи плюс ему будет выплачиваться определенная сумма. Проживать человек имеет право в собственной квартире, и лишь после его смерти она может быть продана или передана кому–либо в соответствии с законодательством. Второй вариант: при желании передать жилье государству, а самому получить место в доме–интернате и перейти на полное государственное обеспечение. В прошлом году мы начали анкетирование одиноких пожилых минчан старше 70 лет, которые находятся на обслуживании в территориальных центрах. Пока цифры невелики: около 60 человек согласились на предложенные условия. Однако работа, можно сказать, в самом начале. Всего в опросе примут участие более 4 тысяч пожилых одиноких граждан, и, по нашим расчетам, заключить договор ренты с государством согласятся не меньше 600 человек. Уже сейчас в комитет звонят люди и спрашивают: «Как это можно сделать? Когда?»
В кратчайший срок
Пока отсутствие конкретных ответов на вопросы — главная загвоздка в развитии рентных услуг. Нет законодательной базы, которая регулировала бы подобные отношения между государством и человеком.
— Возьмем, к примеру, оплату коммунальных услуг, — объясняет Галина Гриб. — Подразумевается, что она будет производиться за счет бюджетных средств. Откуда их брать? Из какой статьи расходов? Как оплачивать услуги — по счетчику или общему тарифу? Кто будет являться владельцем квартиры после заключения договора ренты? Если человеку взамен жилья выделено место в интернате, можно ли сдавать его квартиру внаем? Это те самые вопросы, которые лежат на поверхности. Речь ведь идет о реальном человеке, реальном жилье и реальных деньгах. Значит, и ответы должны быть четкими и однозначными. Мы подготовили письмо в Совет Министров с предложениями о необходимых изменениях и поправках в законодательстве. Ждем ответа.
Надо полагать, он не заставит себя ждать. Президент четко обозначил сроки «подготовительных работ»: в течение двух лет должен быть организован пилотный проект по внедрению рентных услуг, экспериментальной площадкой выступит Минск, где проживает около 20 тысяч одиноких пожилых людей, больше половины которых имеют в собственности приватизированные квартиры. Еще меньше времени отводится для внесения изменений и поправок в действующее законодательство. До 2013 года в Минске должно быть завершено и строительство «рентного» дома–интерната.
— Это направление социальной поддержки, нужное еще вчера, поэтому и неудивительно, что сроки сжаты, — уверена Галина Полянская, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации. — И я больше чем уверена, что оно будет востребовано. Поскольку предложение не только заманчивое, но и взаимовыгодное. Пожилой человек получает возможность безбедно существовать в старости, государство — пополнить жилой фонд. Другое дело, что пока у нас достойных интернатов, в которые хотелось бы переселиться без всяких сомнений, увы, не хватает. Однако взятая государством инициатива вполне может стать тем самым толчком, который поднимет на новый уровень и сеть интернатных учреждений, и укрепит систему социальной поддержки в целом. А главное, докажет, что и старость должна быть в радость.