ДИС идет на бис!. 21.by

ДИС идет на бис!

26.01.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Оперативно-диспетчерская служба — настоящая «скорая помощь» для отечественных магистралей

Нынешняя зима выдалась аномально снежной. Детворе и физкультурникам она доставляет немало радости, а части населения приносит уйму хлопот. Особенно тяжкими выдались зимние деньки для коммунальщиков и дорожников. Координируют деятельность последних в отрасли — диспетчеры. Именно от их слаженности и расторопности зависит эффективность мер дорожников в сохранности магистралей в рабочем состоянии. Что это означает для всей страны, говорить не приходится, дороги ведь артерии ее экономики. Как конкретно организованы эти важные структурные подразделения в департаменте «Белавтодор»? С данного вопроса и началась наша беседа с начальником оперативно-диспетчерской службы РУП «Минскавтодор-Центр» Александром Зайцевым (на снимке).

— Штат нашего отдела, выполняющего отраслевые функции, невелик, вместе с руководителем составляет шесть специалистов, – рассказывает Александр Филиппович. – Функционирует он круглосуточно, режим посменный, по 12 часов. Главная наша задача — отслеживание и анализ информации о состоянии дорожного покрытия республиканских магистралей, протяженность которых 15,5 тысячи километров, а также оперативное реагирование на изменения в обстановке на них. Аналогичные службы действуют в дорожном хозяйстве всей страны. За столичные районы, за исключением самой загруженной кольцевой трассы (МКАД), отвечает «Горремавтодор», региональные магистрали в компетенции наших автодоров, местные дороги обслуживает «Облдорстрой», и отдельно магистраль М-1/Е30 (Брест—Минск—граница Российской Федерации) курирует «Белавтострада». Трудятся наши специалисты и в большинстве районных населенных пунктах.

— На чем основывается работа и какими техническими возможностями располагает оперативный штаб отрасли?

— С 2003 года в Беларуси внедрена система «Метеомагистраль», которая позволяет анализировать погодные условия и состояние поверхности дорожного полотна. Главный пункт сбора информации приходится на «Минскавтодор-Центр». Основу этой системы составляет комплекс специального оборудования. Это 72 дорожно-измерительные станции (ДИСы), часть из которых снабжены информационным табло. Зона действия каждой из них около 50 километров, и фактически ими уже перекрыта вся сеть республиканских дорог. ДИСы измеряют температуру и влажность воздуха, направление и скорость ветра, наличие, вид и интенсивность осадков, инея и росы. А датчики, вмонтированные в дорожное покрытие, также отслеживают интенсивность скоростных потоков. Имеются также 32 видеокамеры, предоставляющие картинку в режиме реального времени. Часть из них – управляемые, могут вращаться на 180 градусов, увеличивать или приближать изображение, что позволяет более адекватно оценивать окружающую обстановку. Помимо этого, на трассах столичной области в наиболее характерных местах работают три поворотных табло, которые напоминают участникам движения о соблюдении скоростного режима, информируют об образовании гололеда, тумана и иных погодных проявлениях. Наибольший эффект вся эта система дает в зимний период. К примеру, появление гололеда она прогнозирует за три часа до его образования. По итогам обработки данных с ДИСов наши диспетчеры направляют рекомендации в дорожные организации и пользователям дорог. Система «Метеомагистраль» также оборудована большим экраном – видеостеной, на которую выводится живая картинка изо всех регионов Беларуси. В штатной ситуации она может функционировать и в автоматическом режиме, сама анализировать ее и выдавать рекомендации и предупреждения. Но при возникновении необычных обстоятельств (аварии, заторы, дорожно-строительные работы, перевозка крупногабаритных грузов и т.д.) без человека не обойтись. Именно он обязан довести до дорожных организаций и пользователей необходимые сообщения о состоянии дороги, скоростном режиме. В диспетчерской также выдаются сведения о нагрузках на ось, ограничения на которые, как известно, вводятся в Беларуси в летний и весенний периоды.

— Работа дорожных диспетчеров самым тесным образом связана с деятельностью республиканских Гидрометеоцентра и Госавтоинспекции!

— Мы активно сотрудничаем с ними. Так, из Гидромета ежедневно получаем сводки погоды на ближайшие трое суток. Анализируем информацию и из интернет-источников. Работаем вплотную и с ГАИ, где также используется наша система. Ведь, по сути, у нас общие задачи, мы отвечаем за безопасность движения на магистралях. Их мобильные экипажи, как правило, оперативно сообщают нам об изменениях в состоянии дорожного покрытия. Кроме того, наша система, ее технические параметры дают возможность выявлять нарушителей правил дорожного движения, причем на фотодокументальной основе, и привлекать их к ответственности. К примеру, на наиболее аварийно опасных и оживленных дорожных участках Минщины стоят несколько десятков видеокамер, фиксирующих все на них происходящее. 

— Как, любопытно, подобные диспетчерские структуры устроены в развитых и схожих по климату странах континента и что нам можно у них позаимствовать?

— В принципе, мы удовлетворены нынешним положением дел, которое постоянно улучшается. В его развитии нельзя стоять на месте, иначе потом не угонишься. Техника ведь шагает семимильными шагами. В Беларусь приезжали несколько делегаций коллег из России, Украины, Казахстана, и все были приятно удивлены увиденным, внедренной у нас системой. Тем не менее мы активно изучаем зарубежный опыт. Ведь аналогичные системы безопасности появились в некоторых странах Старого Света еще 20—30 лет назад. Так, наши специалисты уже проходили стажировку в Германии. У скандинавов обратил внимание на работу диспетчерских структур, выдающих прогнозы погоды по конкретным участкам магистралей. Получается чисто дорожная метеослужба, весьма оперативно реагирующая на изменяющиеся условия. К примеру, если из России или Европы к нам идет какой-то атмосферный фронт, его желательно контролировать уже на подходе к Беларуси. Наш метеоцентр выдает прогноз за 3 часа, а за это время циклон уже может пройти всю территорию страны. И чем быстрее дорожные диспетчеры получат исходящую информацию, тем быстрее с их подачи будут обслуживаться магистрали организациями департамента.

— Какие нормативы реагирования на погодные проявления установлены для них в зимний период и случались ли уже в минувшие дни нештатные ситуации?

— От момента поступления сигнала диспетчеру до устранения погодных «издержек» на дорогах в среднем должно пройти от трех до четырех часов. В экстремальной обстановке, если, к примеру, длительный снегопад или метель, сильный ветер или минус 10 градусов в течение двух суток, требования к дорожникам несколько мягче. Та же гололедица должна быть ликвидирована уже за 4—6 часов. В Беларуси, к слову, действуют три степени сложности выполнения работ. Первая, самая простая, — это повседневная деятельность дорожников. Вторая, более сложная и интенсивная, — при возникновении опасности серьезных препятствий движению, третья – когда проезд по трассам находится под угрозой срыва. Так вот, нынешней зимой только один раз мы вынуждены были объявлять вторую степень, в «Гродноавтодоре» – на сутки, до третьей не доходило ни разу.

— Просчитывался ли когда-нибудь экономический эффект, который дает ваша служба?

— Главный эффект – это безопасность на наших дорогах. Количество ДТП постоянно снижается. Стало меньше погибших и пострадавших. А ведь человеческая жизнь бесценна!

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Появление гололеда на дороге прогнозируется за три часа доего образования
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика