Пристань вечности
15.02.2011
—
Новости Общества
|
Матушка Евдокия: счастлив тот, кто благодарит Бога. Игуменья Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке матушка Евдокия вместе с главой Полоцкой епархии Белорусской православной церкви архиепископом Полоцким и Глубокским Феодосием в январе этого года удостоены высокой награды Президента Республики Беларусь — премии “За духовное возрождение”. Матушка Евдокия считает своим долгом продолжать дело, начатое великой просветительницей земли белорусской преподобной Евфросинией. И нет большего счастья, чем найти утешение в тихой пристани вечности — иноческой обители. Не зря святые отцы говорят: “Пока существует монашество, будет существовать мир”. Полоцкая Спасо-Евфросиниевская обитель была основана преподобной княжной Евфросинией около 1125 года. Преподобная Евфросиния, как рассказывает ее житие, приняв иноческий постриг в возрасте 12 лет, сама занималась переписыванием книг.И сегодня в силу исторической традиции одним из основных направлений деятельности Полоцкой обители является духовно-просветительское. При Спасо-Евфросиниевском монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых, библиотека для прихожан и паломников. Со времени возрождения иноческой жизни в обители двадцать лет назад там ведется уникальная научно-исследовательская работа, один из аспектов которой — изучение истории Полоцкой земли, ее памятников древности и святынь. Уже на протяжении многих лет Спасо-Евфросиниевский монастырь в сотрудничестве с православными издательствами и самостоятельно выпускает в свет книги, альбомы, буклеты, открытки, календари. Прошлый год стал юбилейным для полоцкого монастыря, так как именно в этом году исполнилось 100 лет со времени перенесения святых мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. Древняя обитель — Матушка, расскажите, пожалуйста, о том, как вы приехали в Полоцк в 1991 году. Какой вы увидели тогда Спасо-Евфросиниевскую обитель?— Наверное, вначале нужно немного рассказать о том, что происходило на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря в 60—80-е годы прошлого века.После закрытия обители в 1960 году древняя Спасо-Преображенская церковь стала приходской, долгое время она являлась единственной действующей в Полоцкой епархии. В 1985 году была предпринята попытка создать на территории Полоцкого монастыря туристический комплекс, а в здании полуразрушенного Кресто-Воздвиженского собора открыть планетарий. По милости Божией эти проекты не осуществились. Уже в июле 1989 года был издан указ Священного синода Русской православной церкви о возрождении Спасо-Евфросиниевского жен-ского монастыря в Полоцке. Спустя год из Жировичской обители в возрождающийся монастырь для несения послушания прибыли первые четырнадцать насельниц во главе с монахиней Марфой (Ковалевич). В сентябре 1991 года приехала игуменья Евфросиния (Максимчук) и с ней еще восемнадцать сестер, в числе которых была и я. Ко времени нашего приезда теплый Свято-Евфросиниевский храм был почти восстановлен. Трудами епископа Димитрия (Дроздова) и приходской общины были возведены стены и купол Кресто-Воздвиженского собора. Древняя обитель возрождалась, приходили новые сестры, искавшие монашества как высшего идеала христианской жизни, стремившиеся к духовному подвигу... Пока горит свеча — Были ли в вашей жизни люди, которых вы можете назвать своими духовными наставниками?— В 1985 году, когда я была еще насельницей Жировичской обители, к нам приехал из Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иоанн (Маслов), ставший духовником нашего монастыря. Истинный монах (до 1961 года — насельник Глинской пустыни), магистр богословия, автор множества богословских работ, он являл собой образ пастыря, к которому люди обращались как к источнику спасения. Благодатное величие отца Иоанна, сила его духа вызывали у приходивших к нему трепет и благоговение. После того как к нам приехал батюшка, началось устроение внутренней духовной жизни нашей обители. Можно сказать, что с приездом отца Иоанна для нас наступила новая эпоха... Батюшка учил всех любвеобильному отношению к ближним, почтению к старшим. Он говорил: “Монашеская жизнь это не есть почетное звание или титул почести. Это непрерывный подвиг доброделания, труд над очищением своего ума и сердца от скверных помыслов и пожеланий”. Одной своей духовной дочери отец Иоанн сказал: “Будь свечой горящей”. И потом тихо добавил: “А свеча сгорает дотла”. Хотелось бы сказать еще несколько слов и о первой настоятельнице возрожденной Полоцкой обители — схиигуменьи Евфросинии (Максимчук). Имя Евфросиния — в честь преподобной Евфросинии Полоцкой — она получила в крещении и носила его всю жизнь. Это имя было оставлено ей при постриге в мантию и в великую схиму. Матушка Евфросиния, желая всецело посвятить свою жизнь Господу, еще в четырнадцатилетнем возрасте поступила в монастырь. Ее отличительными качествами были особенная сердечная простота и любовь к ближним, она всегда снисходительно относилась к немощам других людей. Будучи уже настоятельницей Полоцкой обители, игуменья Евфросиния на протяжении многих лет и до самой кончины несла тяжелый крест болезней, но тем не менее ревностно посещала монастырские богослужения, помогала духовно приходившим к ней за советом сестрам монастыря, а также многим мирянам. Монашеский путь — Скажите, в чем смысл монашеского подвига и какое оно, на ваш взгляд, современное монашество? Кого призывает Господь на этот путь?— Монашеское служение — это высшее служение человечеству, ибо монах призван не только в своей жизни осуществить евангельский идеал, но и молитвенно ходатайствовать пред Богом о спасении ближних. Старец Паисий Святогорец сказал: “Монахи удаляются от мира не потому, что ненавидят его, а потому, что любят и таким образом могут немало помочь ему молитвенно в трудностях, которые нельзя разрешить средствами человеческими, а только милостью Божией”.У каждой сестры свой путь в монастырь и свой монашеский крест. Некоторые пришли в обитель в совсем юном возрасте, другие — уже получив светское образование и потрудившись на поприще какой-либо общественной деятельности в миру. Иных Господь призвал на склоне лет, в единодесятый час земного странствования... Преподобная Евфросиния, “насадительница древа иноческого жития”, собирает под свой кров всех, кто желает посвятить свою жизнь Христу.Что касается современного монашества, нужно сказать, что нынешнее время — особенное. С одной стороны, в миру так умножились пороки и беззакония. С другой — сейчас нет гонений на Церковь, мы живем в относительном, по крайней мере, внешнем благоденствии. Как много издается сейчас книг святоотеческих, богослужебных. Можно ли было об этом помыслить еще двадцать пять лет назад? В Евангелии сказано: кому больше дано, с того больше спросится. Господь даровал нам это время, но, может быть, впереди нас ожидают какие-то испытания... Во всяком случае нам придется дать ответ за все. Как появилось “Полоцкое радование” — Как живет монастырь сегодня?— Главное дело монаха, как известно, молитва, все же остальное — поделие. Но для того, чтобы очистилось сердце и молитва была угодной Господу, необходимы смирение и послушание, а также телесный труд. Поэтому каждая насельница обители выполняет послушание, возложенное игуменьей или, правильнее сказать, самой преподобной Евфросинией, ибо Преподобная — хозяйка в своей обители и незримо руководит всем, в ней совершающимся. Сестры Полоцкого монастыря трудятся на огороде и на кухне, на просфорне, в рукодельных мастерских, в церкви, ризнице, библиотеке, в воскресной школе. Они пишут иконы, а также книги и статьи, проводят экскурсии для паломников... Каждый день в обители освящается молитвой у раки с мощами Преподобной. День в монастыре всегда начинается рано. В 5.15. — било, подъем. В 5.45. — начало полунощницы... — Когда было создано монастырское издательство? Что уже издано и каковы ваши планы?— В житии преподобной Евфросинии Полоцкой рассказывается о том, что, приняв иноческий постриг, она по благословению епископа поселилась в маленькой келье при Полоцком Софийском соборе, где свободное от молитвы время посвящала переписыванию книг. Спустя время, придя по повелению ангела в предместье Сельцо, чтобы основать там девическую обитель, Преподобная взяла с собою некоторые из своих книг. Впоследствии она продолжила книгописные труды и, вероятно, создала при основанном ею монастыре книгописную мастерскую.Так, в силу духовно-исторической преемственности издательское послушание является традиционным для нашей обители. Поскольку архив дореволюционного Полоцкого монастыря в XX столетии был полностью утрачен, исследовательская работа по сбору необходимого документального материала началась уже вскоре после возобновления монастырской жизни в 1990 году. Насельницы монастыря на протяжении многих лет трудились в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Вильнюса, Витебска. Подобная исследовательская работа продолжается и в настоящее время.В 2009 году нами было получено официальное разрешение на осуществление самостоятельной издательской деятельности, и к прошлому году, к торжествам в честь 100-летия со времени перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, сестры монастыря подготовили к изданию книгу “Полоцкое радование”, явившуюся плодом многолетних трудов. В этой книге собран богатый архивный фотоматериал по истории обители, впервые опубликованы уникальные исторические документы, представлена иконография. Изданы также фотоальбом “Незабвенные дни”, брошюра “Свято-Евфросиниевские торжества 1910 года”, брошюра “Дивен Бог во Святых Своих. Преподобная Евфросиния Полоцкая: житие, современные чудеса”, буклет “Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь” и другие.В настоящее время сестры работают над книгой, посвященной жизни и деятельности схиигуменьи Евфросинии (Максимчук). Один из проектов — книга о преподобной Евфросинии Полоцкой, ее жизни, подвигах и просветительских трудах в историко-культурном контексте эпохи Киевской Руси. Об истинном счастье — Что есть счастье в вашем понимании? Какого человека можно назвать счастливым? — В моем понимании слово “счастье” есть антоним слову “полнота”, ибо счастье — это только часть чего-либо, и тот, кто счастлив по меркам людей житейских, обладает лишь частью земных и временных благ, но далек от истинного блага — Бога. В Боге же — полнота, правда, совершенство, жизнь вечная. Так, истинное счастье обретается только на путях Божиих, и человек бывает счастлив в той мере, в какой он причастен Божественной Жизни. И еще. Чтобы всегда быть с Богом, нужно благодарить Его за все. Не только за посылаемые Им радости, но и за болезни, печали. Тот, кто благодарит Бога, всегда счастлив. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Матушка Евдокия: счастлив тот, кто благодарит Бога. Игуменья Спасо-Евфросиниевского женского монастыря в Полоцке матушка Евдокия вместе с главой Полоцкой епархии...
|
|