На работу, за два километра от дома, заведующая животноводческим комплексом СПК «Доманы» Дрибинского района Лариса Бочкарева ездит на скутере. Когда же заканчивается бензин — приходится добираться пешком. Ближайшие заправки в тридцати километрах: в Дрибине и Могилеве.
— Жду, когда кто–то из односельчан поедет в город на заправку и привезет мне топливо в канистре. Очень неудобно, — сетует моя собеседница.
В агрогородке Пудовня — более тысячи жителей. В каждом дворе — по автомобилю, а то и по два. У многих сельчан тракторы — их здесь около сорока. У работника вневедомственной охраны Валерия Лазаковича, например, есть машина и трактор. Технику он заправляет в Могилеве. Туда и обратно — 60 километров. Довольно дорогое получается удовольствие.
Те же неудобства в каждом населенном пункте Черневского сельсовета — в агрогородке Черневка, деревне Белая... Бензин из городов некоторые сельчане доставляют бочками. Это небезопасно — жидкость горючая, ее пары взрывоопасны... Но чтобы быть на колесах, одни рискуют. Другие промышляют воровством. Потому горюче–смазочные материалы на мехдворе СПК «Доманы» приходится стеречь особенно зорко.
— Нередко сельчане просят: продайте хоть несколько литров до заправки доехать, — рассказывает о нюансах проблемы исполняющий обязанности председателя СПК Иван Поваров. — Но мы не имеем права продавать ни литра, заправляем исключительно сельхозтехнику. И люди уходят с обидой. У местных участковых милиционеров, работников коммунальных служб горючее — тоже головная боль.
Мехдвор охраняется хорошо. Но когда тракторист выходит в поле, проконтролировать его, считай, невозможно. Иван Поваров лично отслеживает расход горючего. Однако и механизаторы не лыком шиты. Некоторые оправдываются: увяз во влажной земле, буксовал, отсюда и перерасход. Ситуация правдоподобная, такое на самом деле случается часто. Вот и узнай, когда тебе правду говорят, а когда прикрываются весенней распутицей.
Руководитель хозяйства мечтает о том, чтобы на автозаправочной станции сельхозкооператива появилось несколько частных колонок. Да не все так просто.
Своими силами СПК такой проект финансово не потянет. Нужны инвесторы. «Доманы» готовы и землю выделить, и совместно колонки эксплуатировать: получить лицензию, дающую право продавать горючее физическим лицам, обучить за свой счет заправщика. Но капиталы глубинку пока обходят стороной.
В 2008 году в Дрибинский район собирался прийти инвестор из Татарстана. ОАО «Татнефть» планировало построить здесь 3 автозаправочных комплекса — нефтебазы с АЗС. Один из них как раз должен был расположиться вблизи агрогородка Черневка. Но из–за мирового финансового кризиса планам не суждено было сбыться.
— Вносили предложения в Могилевский облисполком по строительству двух заправок в нашем районе по программе развития придорожного сервиса, — знакомит меня с документами заместитель председателя Дрибинского райисполкома Александр Лукьянчик. — Пока ответа нет. Сами же такой проект не осилим: район маленький, дотационный.
Главный специалист отдела транспорта и связи Могилевского облисполкома Василий Калгин ничего утешительного не добавил. Мол, до 2015 года по республиканской программе развития АЗС на Могилевщине будет построено 12 заправок: в Горецком, Осиповичском, Бобруйском, Могилевском районах. Дрибинский в списках не значится. Тут нет оживленных трасс, поэтому вряд ли АЗС будут рентабельными...
Так где же заправлять свою технику жителям глубинки?
На работу, за два километра от дома, заведующая животноводческим комплексом СПК «Доманы» Дрибинского района Лариса Бочкарева ездит на скутере. Когда же...