У Алеся Михалевича были весомые основания, чтобы покинуть страну, считает супруга политика Милана Михалевич.
Отпущенный под подписку о невыезде экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич сообщил 14 марта в своем блоге, что находится «вне зоны досягаемости белорусского КГБ».
Движение «За свободу» сообщило, что Михалевичу удалось ночью выехать из страны, дорога в «надежное место» заняла сутки. «Для меня существует единственная причина, которая оправдывает такие мои шаги, — эта реальная физическая угроза, — заявил Михалевич сайту движения. — Все видят, что эти люди готовы пойти на все, в их действиях нет законности и открытости».
«Я не знаю до конца, что произошло, — отметила в интервью БелаПАН Милана Михалевич, — поскольку у него банально не было времени об этом со мной посоветоваться. Похоже на то, что решение было принято им очень быстро».
По словам Миланы Михалевич, она ничего не знает о том, где сейчас может находиться ее муж.
«Мне самой интересно, как он уехал, особенно в связи с теми версиями, которые распространяются СМИ. Я никаких подробностей не знаю. Мне мой муж не звонил, ничего не сообщал», — сказала Милана Михалевич.
По информации ряда интернет-изданий, Алесь Михалевич выехал в Польшу в багажнике дипломатического автомобиля. По другой версии, Михалевич мог уехать в Россию, на границе с которой отсутствует паспортный контроль.
Государственный пограничный комитет Беларуси сообщил, что Михалевич не значится в официальных базах данных пересечения государственной границы. «В пунктах пропуска Михалевич границу не пересекал, — сказал пресс-секретарь пограничного ведомства Александр Тищенко. — Остальные варианты пересечения границы — это домыслы, а их комментировать не представляется возможным».
По словам Миланы Михалевич, супруг оставил в квартире все вещи, в том числе все предметы личной гигиены, и уехал «совершенно спонтанно». Последний раз Милана видела своего мужа 12 марта. «Он ушел из дома совершенно нормально, на встречи, которых у него было 20-30 в день. Мы с ним попрощались как обычно. После событий 19 декабря мы всегда прощались как в последний раз», — сказала Милана Михалевич.
«Если он такое решение принял, — говорит Милана, — значит, у него были довольно весомые основания так сделать».
На вопрос, не собирается ли и она с детьми оставить Беларусь, жена политика отвечает категорически: «У меня никогда не было мысли, чтобы куда-то уехать — ни сейчас, ни в будущем. Это мой дом, моя страна, здесь школа, где учатся мои дети. Не думаю, что где-нибудь в другом месте они найдут что-то аналогичное. В 23-й гимназии — их друзья, их одноклассники».
Срок давности по преступлениям, в которых обвиняется Михалевич, — не менее десяти лет, на протяжении которых он не может возвращаться на родину...
«Я очень надеюсь, — говорит Милана, — что ситуация, в которой оказались мы, оказалась наша страна, будет разрешена раньше чем через десять лет. Я не предсказатель, но мы привыкли надеяться, верить и делать все то, что мы можем, для того, чтобы ее изменить. Сейчас для меня главное — то, что он жив, что он в безопасном месте. Очень надеюсь, что он сможет закончить ту работу, которую начал после того, как вышел из СИЗО».
Алесь Михалевич является обвиняемым по делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года (ст. 293 УК). Он был задержан в ночь на 20 декабря. Через два месяца, 19 февраля, его отпустили из СИЗО КГБ под подписку о невыезде.
28 февраля на пресс-конференции в Минске Михалевич заявил, что был отпущен из СИЗО после дачи согласия стать агентом КГБ. По словам политика, он вынужден был пойти на такой шаг «из-за ужасных условий содержания в СИЗО, которые можно расценить как пытки».
В случае задержания Михалевича ему грозит более строгая мера пресечения, чем подписка о невыезде. Это следует из ст. 120 Уголовно-процессуального кодекса. О такой «перспективе» политика должны были предупредить, выпуская из СИЗО КГБ под подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Согласно ст. 116 УК более строгими мерами пресечения в этом случае могут быть личное поручительство, залог, домашний арест и заключение под стражу.
Объявлен ли уже Михалевич в розыск, выяснить пока не удалось ни в МВД, ни в КГБ.
Милану Михалевич из правоохранительных органов пока никто не беспокоил. Она полагает, что следствие не ожидало от Алеся таких действий, поскольку у них находится его паспорт.