Паводок поменял географические координаты. Если прошлой весной, говоря о «большой воде», все чаще упоминали Житковичский и Петриковский районы, то сейчас эпицентр стихии переместился в Витебскую область. Воздушную разведку разлившихся рек и речушек ведут вертолеты и самолеты подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям «Беллесавиа». Оценить паводковую обстановку с высоты птичьего полета решили и корреспонденты «СБ».
Карты, фотоаппарат и ноутбук — вот рабочий арсенал летчика–наблюдателя. В полете без них не обойтись. То, что для авиаторов обыкновенный рабочий материал, который еженедельно летит с небес на землю специалистам МЧС в помощь, наш фотокор Виталий Гиль назвал «отличными снимками». Разлившиеся реки, подтопленные мосты, одинокие дома посреди воды, залитые огороды... Пейзажи — хоть на конкурс отправляй. Это и есть последствия разбушевавшейся стихии.
— По состоянию на вечер четверга в Витебской области оставались затопленными три моста в Лиозненском, Бешенковичском и Полоцком районах, 9 жилых домов — в Верхнедвинске и Городке, 9 подворий и 10 хозяйственных построек, — переводят последствия паводка в цифры в Витебском областном управлении МЧС. — Впрочем, пик был в понедельник. «Большая вода» уже пошла на спад.
От статистики — к картинке. Четырехместный самолет Ил–103 вылетает по «проблемным адресам». Нам в сопровождении начальника центра оперативного управления Витебского областного управления МЧС подполковника Игоря Чукова предстоит облететь почти всю Витебскую область — от Городка до Верхнедвинска.
Лиозненский район. Под крылом самолета появляется остров, к которому с «большой земли» ведет тоненькая ниточка — подвесной мост. Это деревня Кучинщина. Разлившаяся на две сотни метров речка Ордышевка, приток полноводной Лучесы, отрезала ее от внешнего мира. Посреди острова — десяток домов и других строений. Жителей — ровно десять. Еще пару дней назад основным транспортом здесь была лодка. Сейчас вода потихоньку спадает, вот–вот из–под нее покажется и главная дорога — автомобильный мост.
Городок. Река Горожанка затопила два дома. Хозяев — шестерых человек — на время пришлось отселить к родственникам. Воды в их хатах еще в понедельник было чуть ли не по колено, но, скорее всего, в эти выходные жильцы уже вернутся домой.
Похожая картина, к слову, и в Верхнедвинске. Сказывается его географическое положение — он в междуречье. Обрывистые берега Западной Двины сменяются своеобразной равниной — поймой, которая оказалась залитой. Здесь расшалилась река Дрисса. Считаем. Раз–два–три... На улице Полевой остаются затопленными семь домов. Впрочем, для весны картина традиционная.
— Эти дома подтапливаются постоянно. Они находятся, так сказать, на первой линии. В прошлом году последствия были куда более серьезными. В Верхнедвинске тогда затопило 82 жилых дома и 110 подворий. Под водой оказался и городок Дисна в Миорском районе, — комментирует Игорь Чуков.
Наиболее сложная ситуация сейчас в Бешенковичском районе. Речка Ульянка из тихой и спокойной превратилась в бурлящую. Уровень воды здесь если и снижается, то лишь на несколько сантиметров в день. На горизонте видим костел, возвышающийся над берегом. Для пилотов это ориентир. Пролетаем мимо «полуострова» — деревни Ульяновка. Попасть на другой берег в «сезон» можно по обычному автомобильному мосту. Но паводок — это же «межсезонье». Сейчас дорога скрылась глубоко под водой — на целых три метра. Отдать швартовы! Между берегами периодически курсирует деревянная лодка с пассажирами на борту.
— Ширина разлива — около 150 метров. Попасть в этот населенный пункт можно как по переправе, так и по объездной дороге — только придется сделать крюк в 23 километра, — такие данные читаю в сводке оперативного дежурного.
* * *
И все же вода идет на спад, а самолет — на посадку. Информация и фотографии уже в Республиканском центре управления и реагирования на чрезвычайные ситуации МЧС. Там этим сведениям найдут нужное применение.
Между небом и водойПаводок поменял географические координаты. Если прошлой весной, говоря о «большой воде», все чаще упоминали Житковичский и Петриковский районы,...