С момента взрыва на Чернобыльской атомной станции — крупнейшей техногенной катастрофы в истории человечества — прошло 25 лет. Четверть века для обычного человека — это фактически треть жизненного пути. Для истории же это, конечно, — отрезок незначительный. Но, согласитесь, аварию на ЧАЭС еще рано считать проблемой, имеющей исключительно исторический интерес. Что такое 25 лет? Это на пять лет меньше периода полураспада цезия-137, которым после взрыва было загрязнено 23% территории Беларуси…
Жуткое чернобыльское наследие — тот крест, который выпало нести белорусам десятки лет. Да, сейчас не 86-й год, и замалчивать проблему уже не получается, но желающих неоправданно сгладить острые углы по-прежнему в достатке. Многие из этих людей обряжены во властные сутаны, их слово имеет вес, а порой — и решающее значение. Понятно стремление побыстрее избавить страну от радиофобии — на носу собственная атомная стройка века. И все же многие решения кажутся поспешными и необоснованными.
В Беларуси достаточно свободных территорий. Мы даже неоднократно слышали из высоких инстанций, что наша земля легко сможет прокормить и 30 миллионов человек. Но при этом зачем-то упорно ускоряем, зачастую искусственно, реабилитацию загрязненных территорий, отвоевываем под пашни обожженную радиацией землю, словно больше нам негде растить картошку или пасти скот. Строим там агрогородки и призываем их жителей рожать побольше детей. А ведь прошло всего лишь 25 лет…
В эти дни в чернобыльской зоне находится специальный корреспондент интернет-газеты Naviny.by Василий Семашко. Мы предлагаем нашим читателям через объектив его фото- и видеокамеры посмотреть на жизнь зоны сегодня, услышать мнения специалистов и обычных людей.
Юрий Воронежцев: от ответственности за Чернобыль очень многих спас развал СССР
Живущий сейчас в Гомеле уроженец Москвы Юрий Воронежцев был ответственным секретарем Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на ЧАЭС и оценке действий должностных лиц в послеаварийный период. Начав свое расследование в самом начале 90-х, парламентская комиссия так и не смогла довести его до конца. Как говорит сам Воронежцев, у них были буквально чемоданы документов, готовых для передачи в Генпрокуратуру, но развал Советского Союза оборвал это расследование…
В интервью Naviny.by Юрий Воронежцев рассказал, какие выводы сделала комиссия и кого она посчитала ответственными за последствия аварии.
Юрий Воронежцев о расследовании действий властей после Чернобыльской катастрофы
Воронежцев Юрий Иванович. Родился в 1955 в Москве. Физик. Кандидат технических наук. Лауреат премии комсомола Беларуси в области науки и техники. Автор 31 изобретения, более 50 научных статей и 3 монографий. В 1989 избран народным депутатом СССР. Возглавлял подкомитет Верховного Совета СССР по экологическим проблемам промышленного комплекса.
21 апреля 2011 года, Гомель
Главной организацией по оказанию помощи пострадавшим от Чернобыльской катастрофы и изучению ее медицинских последствий является Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, созданный в 2003 году. Его пациентами являются люди разных возрастов из всех регионов Беларуси, а также из Брянской области России и с Черниговщины (Украина).
По словам заведующего лабораторией клинических исследований центра, кандидат медицинских наук Эльдара Надырова, первым и основным следствием аварии на ЧАЭС стал рост заболеваемости раком щитовидной железы у детей и подростков. Эта категория людей на протяжении всей жизни входит в группу риска по данному заболеванию и поэтому проходит специальную диспансеризацию.
Что касается общего показателя здоровья пострадавшего населения, то в Беларуси действует система специального диспансерного наблюдения, которой охвачено порядка полутора миллионов человек.
Видеорепортаж из Центра радиационной медицины
В следующих репортажах Василия Семашко из Чернобыльской зоны:
- деревня Бабчин. Центральный въезд в радиационный заповедник; - научная станция Масаны; - деревня Тульговичи, расположенная в зоне отселения; - деревня Гдень, самый близкий к Чернобыльской АЭС белорусский населенный пункт.
Справка Naviny.by.Последствия Чернобыльской катастрофы для Беларуси
В результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшей 26 апреля 1986 года, около 70% радиоактивных веществ, поступивших в атмосферу европейской части бывшего СССР, выпало на территорию Беларуси. Загрязнение территории Беларуси цезием-137 с плотностью свыше 37 кБк/м2 составило 23% от всей площади республики (для сравнения: Украины — 5%, России — 0,6% площади). На 66% территории Беларуси уровни загрязнения почвы цезием-137 превышали 10 кБк/м2. Наибольшие уровни выпадения йода-131 имели место в ближней зоне ЧАЭС, в Брагинском, Хойникском, Наровлянском районах Гомельской области, где его содержание в почвах превышало 37000 кБк/м2. В течение первых месяцев после катастрофы йод-131 полностью распался, однако загрязнение территории этим изотопом обусловило большие дозы облучения щитовидной железы («йодный удар») у населения.
Самыми облученными жителями Беларуси оказались подростки и дети, особенно в возрасте до 7 лет. Результаты прямых измерений 1986 года показали, что около 30% детей в возрасте до 2 лет получили дозы выше 1 Гр. В наиболее загрязненных сельских населенных пунктах средние дозы облучения щитовидной железы детей младших возрастов превышали 3 Гр. Коллективная доза облучения щитовидной железы у жителей Беларуси в «йодный» период составила более 500 тысяч чел/Гр. За послеаварийный период коллективная доза облучения щитовидки за счет радиоцезия составила более 21 тыс. чел/Гр.
Примерно половина коллективной дозы облучения населения республики было реализовано в первый год и около 80% — в первые пять лет. При этом дети в возрасте до 7 лет на момент аварии получили около 15% всей коллективной дозы, в возрасте 7-17 лет — около 10%, взрослые — более 70% коллективной дозы. Почти 5% коллективной дозы приходится на лиц, родившихся уже после аварии.
В результате воздействия радионуклидов йода на раннем этапе аварии и недостаточной эффективности мероприятий по защите щитовидной железы с 1990 года в Беларуси начал регистрироваться рост заболеваемости раком щитовидной железы, особенно среди детей. По сравнению с доаварийным периодом количество случаев рака щитовидной железы после чернобыльской аварии возросло среди детей в 33,6 раза, среди взрослых в зависимости от возрастных групп — в 2,5-7 раз. Наибольшее число случаев рака щитовидной железы выявляется среди жителей Гомельской и Брестской областей.
У населения, проживающего на загрязненных радионуклидами территориях, регистрируется и более высокая заболеваемость болезнями нервной и эндокринной системы, злокачественными новообразованиями щитовидной железы по сравнению с населением, не проходящим специальную диспансеризацию. У жителей территорий с плотностью загрязнения цезием-137 более 555 кБк/м2 отмечено возрастание частоты некоторых врожденных пороков развития по сравнению с доаварийным периодом.
Из архива Naviny.by Чернобыль. 20 лет спустя
В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в Беларуси из сельскохозяйственного оборота было выведено 2,64 тыс. кв. км сельхозугодий. Ликвидировано 54 колхоза и совхоза, закрыто девять заводов перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Резко сократились посевные площади и валовой сбор сельскохозяйственных культур, существенно уменьшилось поголовье скота. В зоне загрязнения оказались 132 месторождения различных видов минерально-сырьевых ресурсов, в том числе 91% стекольных песков республики, 20% промышленных запасов мела, 65% запасов строительного камня и 16% цементного сырья. Из планов проведения геологоразведочных работ исключена территория Припятской нефтегазоносной области, ресурсы которой оценены в 52,2 млн. т нефти. Радиоактивному загрязнению подверглись 17,3 тыс. кв. км леса. В Гомельской и Могилевской областях, где загрязнено радионуклидами соответственно 51,6% и 36,4% общей площади лесных массивов, заготовка древесины на территории с плотностью загрязнения по цезию-137 555 кБк/м2 и выше полностью прекращена.
Ущерб, нанесенный Беларуси Чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долларов, что равно 32 бюджетам республики 1985 года. В структуре общего ущерба за 1986-2015 годы наибольшую долю (81,6%) занимают затраты, связанные с поддержанием функционирования производства и осуществлением защитных мер. На долю прямых и косвенных потерь приходится около 30 млрд. долларов. Упущенная выгода оценивается в 13,7 млрд. долларов.
В эти дни в чернобыльской зоне находится наш специальный корреспондент. Мы предлагаем нашим читателям через объектив его фото- и видеокамеры посмотреть...