Почему подростки попадают в криминальную среду
25.04.2011 11:22
—
Новости Общества
|
Почему подростки попадают в криминальную среду Эксперты в один голос твердят: нельзя воспитывать детей силовыми методами. Применяя насилие в той или иной жизненной ситуации, взрослые учат их решать вопросы таким же способом. Это становится опасным для общества.
Кто прививает детям агрессию Координатор программы "Защита прав ребенка" ЮНИСЕФ в Беларуси Александр Каранкевич, выступая на международной научно-практической конференции "Современная семья. Формирование культуры ненасилия" отметил, что дети являются наиболее уязвимой частью общества, но тема насилия против них неудобна. — В обществе, где транслируется лозунг "Все лучшее – детям!", трудно представить, что насилие является частью жизни многих детей. Вот почему эта тема замалчивается, — считает Александр Каранкевич. – Опять же: то, что для одного человека является насилием, для другого — одним из приемлемых (пусть и жестким) способом воспитания. Между тем глобальное исследование по вопросам насилия в отношении детей в семьях и различных учреждениях показало, что в странах СНГ и Балтики — 65 млн детей страдают от домашнего насилия. ЮНИСЕФ исходит из того, что все формы насилия должны быть запрещены. — Дети -- не собственность родителей, а индивидуумы, обладающие правами, включая право на защиту от жестокого обращения и эксплуатации. ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы положение ребенка в семье определялось исходя из его, а не родительских прав, -- подчеркивает Александр Каранкевич. Это, по мнению эксперта, позволит предупредить и рост правонарушений среди подростков. Кто опаснее: агрессивные или отверженные? Как отмечает представитель Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Олег Русецкий, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в Беларуси нуждается в совершенствовании: — Порой действия органов опеки, правоохранительных органов сориентированы только на улучшение статистической отчетности, а не на профилактику. Система школьного учета, обходит вниманием детей с проблемами развития, которым свойственна повышенная агрессивность или замкнутость. По словам профессора кафедры уголовно-исполнительного права Академии Министерства внутренних дел Вячеслава Шабанова, практика его работы с подростками в исправительных учреждениях показала, что органы охраны правопорядка, сотрудники учреждений системы исполнения наказаний обращают внимание, прежде всего, на самых агрессивных преступников, хотя не менее опасной является категория отверженных. — Мне пришлось в колониях для несовершеннолетних работать с подростками с недостаточным умственным развитием -- с пониженной самооценкой, униженные и оскорбленные, из неблагополучных семей. Именно они способны совершить тягчайшие преступления, -- считает специалист. Уровень людей, которые оказываются за колючей проволокой едва ли не с детства, трудно представить себе тому, кто живет в другой среде. — Теперь в Уголовном кодексе есть понятие уменьшенная вменяемость, — отмечает Вячеслав Шабанов. — Это важно, потому что признанные вменяемыми люди могут полностью не отдавать себе отчета в происходящем. Некоторые из них окончили три-четыре класса специализированной школы. Они порой с трудом понимают, где в колонии нужно спать, а где -- есть. Некоторые собирают мусор, чтобы найти еду. Специалист говорит о наличии специальных методик, которые позволяют привить таким подросткам понятия "хорошо" и "плохо". Это важно, потому что в противном случае они живут по законам стаи. Законы стаи не дают иного выбора, кроме насилия Когда молодой человек совершает противоправный поступок, необходимо посмотреть, что лежит в его основе. Декан факультета психологии Белорусской медицинской академии последипломного образования Владимир Янчук считает, что проблемы насилия и агрессии лежат в самой сущности человека, сознание которого вполне может совмещать несколько реальностей, а мышление -- их конструировать. — В результате чего человек может считать врагом того, кто на самом деле им не является, нарисовать свой мир и не заботиться о том, что происходит в реальности. Психология человека такова, что он может оправдать любое зло, находя для этого массу веских оснований, -- поясняет специалист. О подростках в этом случае разговор особый. — В процессе изучения противоправного поведения молодежи и несовершеннолетних выяснилось, что в основе противоправного поведения, в особенности серди выходцев из неблагополучных семей, лежит негативная установка, которая деформирует личность, -- говорит Вячеслав Шабанов. -- Мы работаем в сфере профилактики, пытаемся убедить подростка не совершать более преступлений. Он отвечает, что не будет, но совершает. И на него вешают ярлык рецидивиста. По мнению специалиста, криминальные нормы не дают выбора проведения, оно всегда негативно. Молодые люди, которых особенно угнетали в семьях, ищут на улице реализацию своих человеческих устремлений. Криминальная среда обитания засасывает и не отпускает. Выйти из нее практически не возможно. При этом Шабанов подчеркивает, что если в группу объединяются подростки 16-18 лет, она четко направлена, имеет, как правило, корыстно-насильственную мотивацию и может являться крайне опасной для окружающих. Часто она направляет молодого человека на преступление. Он выполняет приказы, чтобы проявить себя. Назовешь подростка преступником, сделаешь его таковым — Когда мы работали над Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексом, наши специалисты настаивали на том, чтобы убрать такие формулировки, как "опасный рецидивист", "злостный нарушитель режима", потому что это ярлык, -- рассказывает Вячеслав Шабанов. -- Если оценивается не личность, а поведение, тогда общество может надеяться на какой-то результат перевоспитания. Владислав Шабанов рассказал о случае, имевшем место в его практике, когда по всему СССР прокатилась волна беспорядков в тюрьмах и колониях. Именно людей с ограниченной вменяемостью и подавленной волей используют обычно для того, чтобы сделать самую грязную работу. — И каково было удивление, когда они ответили – наш воспитатель запретил нам это делать. До того мы проводили с этими людьми работу по специальной методике. Такое непослушание было воспринято как сенсация, -- отмечает специалист. -- Для любого человека не на свободе крайне опасно для жизни не выполнить указание группы. По правилам преступного мира есть три вида наказания за ослушание: избиение, изнасилование и убийство. В той экстремальной ситуации криминальные авторитеты собирались уничтожить 150 ослушавшихся, их хотели сжечь в закрытом помещении живьем. Мы их вывели через другой выход. Этот беспрецедентный факт показал, что когда молодые люди, возможно, впервые в жизни, почувствовали к себе доброе отношение, уважение как к личности, они и повели себя как люди, а не как члены стаи. Справка "Завтра твоей страны" Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эксперты в один голос твердят: нельзя воспитывать детей силовыми методами. Применяя насилие в той или иной жизненной ситуации, взрослые учат их решать вопросы...
|
|