Горячая вода каждый день или как минимум 2 раза в неделю, если нет технической возможности. Это социальный стандарт. Утвержден постановлением Правительства ровно 8 лет назад. Обязателен к исполнению. А как на деле?
Дорогое удовольствие
Дом 2а по улице Марии Романович в 12–тысячном городке Березино. Здесь живет многодетная семья Елены Зеленкевич. Ее младшая дочка Кира — ровесница здания, в которое семья заселилась в ноябре прошлого года. Дом красивый. И недешевый — по 2 миллиона квадратный метр. Но с серьезным изъяном. Горячей воды в пятиэтажной новостройке нет.
Только не подумайте, что чего-то там не предусмотрели. Трубы, теплотрассы, смесители — все предусмотрено. Но не функционирует. Потому что централизованного горячего водоснабжения нет во всем городе. В советские времена было. А потом трубы сгнили, и о них постарались забыть. Жители, конечно, нашли выход. Из 4,9 тысячи квартир в 42 многоэтажках города 4,5 тысячи оборудованы автономными водонагревателями. Квартира Зеленкевичей — тоже...
— Как въехали в новую, так сразу и установили бойлер. Это хоть какой–то выход из ситуации. Малышке всего 9 месяцев, купаем каждый день, — рассуждает Елена Зеленкевич. — Хотя не очень это удобно. Вот ванна в квартире есть, а принять ванну невозможно, только легкий душ. В противном случае воды не хватит и придется ждать полтора–два часа, пока очередные 70 литров нагреются.
А еще греть воду электричеством — дорогое удовольствие. Например, в жировке за декабрь у Елены 700 киловатт–часов. 121 тысяча рублей. Замечу, Елена в декретном отпуске, старшей дочке 17 лет, сыну 15...
Горячая тема
Заместитель председателя Березинского исполкома по строительству и ЖКХ Павел Цыбулько под градом неудобных вопросов жильцов, безусловно, чувствовал себя очень неуютно, он в должности всего второй год. Принял хозяйство таким, как есть. Кстати, в Березино он не живет. Каждый день ездит на работу из Борисова, где нет проблем с горячей водой.
А вот чтобы снять горячую тему в Березино, теперь понадобится 4,5 миллиарда рублей. Это годовой бюджет всего района. Так что выбор не оптимистичен: или зарплаты учителей, врачей и соцпрограммы, или новые трубы. Может, оставить все так, как исторически сложилось, и не ломать копья?
— Тогда спрашивается: зачем принимали социальные стандарты и гарантировали их гражданам? — возражает Валентина Зезюлькина, начальник управления Комитета госконтроля Минской области, куда пожаловались жильцы. — И это пока 121 тысяча рублей в месяц за электричество — сумма, конечно, немаленькая, но не критичная. А если человеку придется платить за энергию и газ по полной себестоимости? Уже сейчас, когда мы проводим выездные встречи с березинцами, первый вопрос, который они задают: когда в кранах будет горячая вода?
Вопрос, как говорится, уместен: в Березино по программе энергосбережения строится новая котельная на местных видах топлива. Торф и щепа дешевле газа, запасов хватит надолго. По словам директора РУПП «Березинское ЖКХ» Геннадия Маковича, себестоимость гигакалории в новой котельной, где использованы финские технологии и оборудование, на треть ниже, чем в существующей. Потому куда более рационально нагревать воду и подавать в дома централизованно. Первое тепло «финка» даст уже в ноябре — декабре. Дело за «малым»: найти деньги на трубы. Где? Ответа пока нет. Это ломать и разрушать получается быстро. Восстанавливать нелегко.
Город–побратим
В соседнем Червене все то же самое. Только в 16 многоэтажных домах из 43, которые числятся на обслуживании коммунальников, имеется горячее водоснабжение. Хотя мощности основной групповой котельной загружены только на 50 процентов. Так что теоретически горячую воду в краны можно дать. Но...
— Жильцы отказываются, — разводит руками заместитель председателя Червенского исполкома по строительству и ЖКХ Николай Конопако. — Говорят, привыкли к бойлерам.
Под запросы червенцев в городе и новые дома возводятся с поквартирным отоплением и горячим водоснабжением. С одной стороны, в этом есть логика. Если котел в квартире, то ты сам себе хозяин: когда захотел, включил отопление и горячую воду. Не надо ждать милостей от местной власти и оплачивать потери в сетях.
— Однако строительство жилья с индивидуальным отоплением и водоснабжением дороже типового на 20 — 30 процентов, — комментирует ситуацию Валентина Зезюлькина. — К тому же качество водопроводной воды у нас оставляет желать лучшего. И дорогостоящие котлы могут очень быстро выйти из строя. Еще один аргумент: нам надо уходить от тотальной газовой зависимости. Газ неизбежно будет дорожать. В котельной часть котлов работает на местных видах топлива, а в индивидуальных по–прежнему сжигается газ.
Да и как–то странно сегодня слышать от людей, что в их квартирах нет горячей воды. Понятно, 75–летняя Валентина Соловей, переехавшая в пятиэтажку по улице Молодежной в Березино с Гомельщины, из деревни, пострадавшей от чернобыльской аварии, никогда не пойдет жаловаться в исполком на то, что в ее благоустроенной однокомнатной квартире не течет вода из крана с красным вентилем. «Я привычная, детки, — усмиряла наши эмоции мудрая Валентина Петровна, — у себя дома грела воду на плите. И тут погрею. А помыться в баньку схожу». Такие люди, которые пережили послевоенное лихолетье, Чернобыль, перестройку и развал СССР, ко многому могут привыкнуть.
Но молодежь? Если в Березино, Червене и других подобных им малых городах не будет обеспечен комфортный и достойный уровень жизни, сегодняшние выпускники школ, собрав чемоданы, упорхнут в Минск, областные центры. Чтобы не тратить свою жизнь, объясняя местной власти: горячая вода в квартирах — это не прихоть и не роскошь, а норма!
Горячая вода каждый день или как минимум 2 раза в неделю, если нет технической возможности. Это социальный стандарт. Утвержден постановлением Правительства ровно 8...