Быть велосипедистом нынче модно. Если много лет назад ими становились те, кому автомобиль был не по карману, то сейчас многие крутят педали из идейных соображений: берегут свое здоровье и окружающий воздух. Благо и само транспортное средство усовершенствовалось настолько, что передвигаться на нем стало одно удовольствие. Решили попробовать? Тогда вперед по веломагазинам. Весна — самое время пересаживаться на двухпедального друга. Только для начала определитесь с тем, куда будете на нем ездить: на работу, дачу или кататься в парке. От этого зависит, какой именно велосипед вам нужен: дорожный, шоссейный или горный.
Городской велосипед (дорожный)
Он хорош для ежедневных поездок по городу. Конструкция такого велика довольна проста, обычно бывает от 3 до 7 передач, а иногда и вовсе одна. (Советские «Аисты» и «Уралы», знакомые нам с детства, — это не что иное, как дорожный велосипед.) Колеса прикрываются крыльями, защитный щиток страхует от попадания штанины в цепь. Дополнительно велосипед оборудуется багажником, светоотражательными элементами, фарой и сигналом. Тормоза на большинстве дорожных велосипедов ножные. Рамы могут быть как закрытые (мужские), так и открытые (женские).
Посадка на городском велосипеде очень высокая, поэтому руки при езде отдыхают. Комфорт создает и широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном».
Плюсы. Главное преимущество дорожного велосипеда — простота в обслуживании. Все его самые изнашиваемые механизмы хорошо защищены от грязи. Переключать передачи можно стоя на месте, что удобно для городской езды с частыми остановками.
Минусы. Такие велосипеды достаточно тяжелые и не предназначены для экстремальных нагрузок.
Шоссейный
Визитная карточка такого велосипеда — гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама довольно высокая и короткая, может быть изготовлена из хромомолибденовой стали, алюминиевого или титанового сплава, композитных материалов. Колеса, как правило, с очень узкими шинами (18 — 28 мм).
У таких велосипедов обычно от 15 до 30 передач, нет амортизаторов, покрышки узкие, иногда даже без рисунка. На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно развить скорость на 7 — 10 км/ч выше, чем на городском или горном. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше. Вообще, такой велосипед стоит выбирать, если вы собираетесь ездить по дорогам с хорошим покрытием.
Плюсы. Высокая скорость.
Минусы. Шоссейные велосипеды не очень универсальны. Низкая посадка неудобна для медленной езды, а узкие шины не позволяют ездить вне асфальта и по разбитым дорогам. На большинстве таких великов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников.
Горный
Этот велосипед — один из самых универсальных и модных типов. Он лучше всего приспособлен для движения по разным, в том числе не очень качественным дорогам. В большинстве моделей относительно небольшая, но прочная рама, которая может быть как из стали, так и из карбона. Практически у любого современного горного велосипеда есть амортизационная вилка, его руль длинный, прямой или с небольшим подъемом. Колеса с прочными и мощными шинами с развитым протектором. Они шире обычных 2 — 2,5 дюйма, но меньшего диаметра, с глубоким рисунком протектора на покрышках.
Горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Причем переключать передачи такого транспортного средства можно, не отрывая рук от рамы. Кстати, от количества передач зависят максимальная скорость и время разгона. Впрочем, учтите, что на скорость горный велосипед не рассчитан.
Плюсы. Шины позволяют ездить по любой местности: как с горы, так и в гору. Возможность совершать всевозможные трюки.
Минусы. Скорость меньше, чем у некоторых других видов.
Рама
Материал, из которого сделана рама, можно выбрать как самый дешевый стальной, так и дорогой — титан или карбон. Все они отличаются не только по цене, но и по весу. Стальные достаточно прочные, подходят для повседневной езды, но при этом очень тяжелые — до 16 кг. Велосипед с хромомолибденовой рамой будет весить меньше, чем со стальной. А рамы из алюминия — самые легкие. Используется алюминий, конечно, не в чистом виде, а в сплаве с другими металлами. Самая распространенная рама с маркировкой 7005, но чем меньше эта цифра, тем лучше. Для продвинутых лучше выбрать велосипед с числом на раме 6061.
Велосипеды с титановой рамой встречаются редко. Они довольно прочные, но и дорогие, так же как и рамы из магния. А вот композитные материалы (карбон, кевлар) самые легкие, хотя и не столь надежные, как предыдущие.
Седло
Удобное седло, безусловно, важный элемент, ведь от него зависит, насколько комфортно вы будете себя чувствовать на велике. Узкие жесткие седла предназначаются для гонок, а длинные и широкие больше подходят для прогулочной езды. Дамам лучше выбрать велосипед с седлом более широким в задней части.
С материалом седла все просто. В дешевых моделях оно изготовлено из вспененного полимера, обтянутого кожзаменителем. На прогулочных и более дорогих велосипедах выбрать уже можно и модели с пружинами под сиденьем, а само седло делается с гелевыми вставками для максимального комфорта при езде.
Любое седло можно отрегулировать по высоте, наклону, а некоторые даже можно сместить вперед или назад, чтобы выбрать удобное для себя положение. Специалисты советуют выбирать такое положение седла на велосипеде, чтобы доставать до педали в самом нижнем ее положении ровной полностью вытянутой ногой, то есть стоять на педали надо полной стопой, а не дотягиваться носком. В остальном все зависит от ваших личных ощущений комфорта. Если седло вам кажется неудобным, а в остальном велосипед устраивает, просто замените седло на более подходящее для вас.
Колеса
При выборе их важны и размер, и обода, и шины, и даже количество спиц. На шоссейных и дорожных велосипедах обычно устанавливаются колеса с диаметром 28 дюймов, на горных — 26 дюймов. Понятно, что чем больше колеса, тем легче преодолевать большие расстояния.
Велосипед, на котором стоит алюминиевый обод, легче и прочнее стального, более устойчив к коррозии. Спицы также изготавливают из алюминиевых сплавов, они придают колесу дополнительную прочность и упругость. Для горных велосипедов лучше выбрать обода с 36 спицами — они выдерживают большую нагрузку. Такой вариант также хорош для тяжелых людей. Кроме того, чем больше пересечение спиц друг с другом, тем прочнее колесо.
Для горного велосипеда лучше выбрать широкие колеса с грунтозацепами. Тогда даже езда по песку, грязи или мокрой траве не будет для вас проблемой. Но на трассе велосипеды с такими шинами ведут себя хуже — шумят и скорость развивается не так быстро. Для хороших дорог и скоростной езды лучше выбрать велосипед с гладкими узкими шинами.
Компромиссный вариант — колеса с гладкой поверхностью в средней части шины и грунтозацепами по бокам. С такими шинами вы будете одинаково комфортно чувствовать себя и на дороге, и при езде по пересеченной местности.
Амортизаторы
Их устанавливают только на горных велосипедах. Амортизаторы бывают разные. На хороших амортизаторах можно выбрать для велосипеда жесткость, плавность сжатия/возврата амортизатора, длину хода, а также при желании полностью блокировать.
Лучшими считаются масляные амортизаторы: демпфер представляют собой картриджи, заполненные маслом, а амортизаторы могут быть как воздушными, так и пружинными. Масляно–пружинные амортизаторы самые долговечные, устойчивы к большим нагрузкам и перепадам температур. Но стоят они довольно дорого.
Тормоза
На дорожных велосипедах они обычно ножные. Ручные тормоза несколько удобнее, так как их можно нажать в любой момент (ножные в некоторых положениях педалей среагируют не сразу). Гидравлические тормоза более чувствительные, а тросики, которые есть в некоторых моделях, со временем растягиваются.
Оптимальный вариант — велосипед с дисковыми тормозами. Они дороже, но эффективны даже в слякоть.
Выбираем размер
Опытные велосипедисты советуют сделать следующее: разместить велосипед между ног, стоя на земле. При этом запас должен быть примерно 10 см. Большая (длинная) рама удобнее для езды на большие расстояния и по шоссе. Более короткая менее удобна для долгих заездов, но более верткая.
Обычно ростовка определяется в дюймах длины подсидельной трубы (или в сантиметрах), реже — буквами вроде S/M/L/XL. Параметры велосипеда у разных производителей различаются, также различается «шаг» размеров, так что ростовку нужно подбирать отдельно для каждой модели велосипеда. Приблизительно ростовка 13» соответствует росту 167 см, 16.5» — 172 см, 18» — 180 см, 19.5» — 184 см, 21» — 192 см.
Детям
Детские велосипеды производятся для разных возрастных групп: от 1 года до 3 лет, от 3 до 5, от 6 до 8 и от 8 до 10 лет. Главное правило при выборе — не нужно покупать велик «на вырост» — ребенку на таком велосипеде будет некомфортно и удовольствие будет испорчено. Детские велосипеды и без того рассчитаны на то, что малыш быстро растет, и у них, как правило, предусмотрено регулирование как высоты руля, так и высоты сиденья.
Немаловажная деталь — вес велосипеда. Солидные фирмы–производители стараются максимально облегчать вес конструкции. Стандартный диаметр колес, который имеют детские велосипеды, — от 16 до 20 см. Выбор велосипеда для детей, как и для взрослых, зависит от роста будущего хозяина. Принцип замера ростовки тот же — нужно поставить велосипед на ровную поверхность и расположить его между ног ребенка. Оптимально, если расстояние между телом и верхней рамой составляет примерно ширину ладони. Седло должно занимать такое положение, чтобы при педали в нижнем положении нога была почти полностью прямой. Если седло выдвинуто вверх максимально, а нога остается согнутой, — нужно подобрать велосипед с другой ростовкой.
Мода на два колесаБыть велосипедистом нынче модно. Если много лет назад ими становились те, кому автомобиль был не по карману, то сейчас многие крутят педали из...