Российский правозащитник Юрий Джибладзе, вместе еще с четырьмя россиянами задержанный в Минске, надеется на реакцию МИД России и высшего руководства страны. Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, членом которого Джибладзе является, намерен добиваться защиты прав россиян на территории союзного государства через российско-белорусскую правозащитную комиссию, работу которой он планирует возобновить.
Белорусская милиция в среду задержала пятерых российских правозащитников в офисе белорусского незарегистрированного правозащитного центра «Весна», где должна была состояться презентация доклада по событиям на площади Независимости 19 декабря 2010 года. Позже российские правозащитники были отпущены. Россиянам Виктории Громовой и Александру Мнацаканяну было предписано покинуть Беларусь в течение 24 часов. При этом Громовой запретили посещать Беларусь до 31 мая 2012, а Мнацаканяну — до 31 мая 2013 года. Среди задержанных был и Джибладзе, а также россиянка Ирина Пайкачева.
По мнению главы президентского совета по правам человека Михаила Федотова, «вопрос о существовании некоего «списка невъездных» россиян является грубым нарушением Союзного договора между Россией и Беларусью».
«Мы считаем, что власти Беларуси должны принять меры для того, чтобы обеспечить защиту прав российских граждан на своей территории. Мы намерены через российско-белорусскую комиссию, которую мы будем воссоздавать, добиваться и решения этого вопроса», — сказал Федотов.
Эта комиссия работала в начале 2000-х годов.
Он также отметил, что члены Совета возмущены задержанием в Минске своего коллеги Джибладзе.
В свою очередь, сам Джибладзе рассказал РИА «Новости», что не попал в «черный список» и не должен покинуть Беларусь в течение 24 часов.
По словам правозащитника, сотрудники правоохранительных органов Беларуси заявили, что якобы ищут коробки, в которых может находиться взрывчатка. «На самом деле коробки не интересовали правоохранителей. Пройдя в офис, они их не искали», — подчеркнул он.
Джибладзе призвал власти РФ отреагировать на произошедшее. «Это не просто частное дело Александра Мнацаканяна или Виктории Громовой... Это дело, которое должно повлечь за собой реакцию российских властей... На наш взгляд, нужна реакция российского МИДа... Подобной реакции хотелось бы от российских властей ожидать, и, может быть, даже не от МИДа, а от высшего руководства», — заявил он.
Это далеко не первое задержание российских правозащитников в Беларуси. Ранее российские правозащитники Иван Кондратенко и Андрей Юров были задержаны белорусскими властями: Юров — в поезде, Кондратенко — в минском суде, где он наблюдал за процессом над фигурантами уголовного дела о массовых беспорядках в Минске. Обоим было предписано покинуть страну в течение 24 часов.
Глава совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов сообщил РИА «Новости», что написал письмо на имя генерального прокурора Беларуси с просьбой ответить на несколько вопросов в связи с задержанием Юрова.
«Мы просим сообщить нам, какими нормативно-правовыми актами руководствовались белорусские власти, выдворяя российского гражданина. Речь шла только о Юрове, потому что никаких подробностей в отношении Джибладзе мы пока не знаем. Было бы абсолютно несерьезно писать письмо официальному белорусскому лицу, ставя вопрос о ситуации, по которой мы пока не имеем детальной информации», — пояснил он.
Российский правозащитник Юрий Джибладзе, вместе еще с четырьмя россиянами задержанный в Минске, надеется на реакцию МИД России и высшего руководства страны.