Причины и условия, которые способствовали преступлению в минском метро, заключаются не только в недоработках силовых структур, но и в ненадлежащей организации трудовой и воспитательной деятельности на предприятиях и в учреждениях образования. Об этом сегодня заявил Александр Лукашенко на совещании о ходе расследования обстоятельств взрыва на станции «Октябрьская» минского метрополитена.
Расследование теракта находится под личным контролем президента, а потому плановые отчёты глав силовых ведомств проходят регулярно. Впрочем, сегодня речь шла не только о деталях следствия. Обсуждались меры по созданию на практике действенной системы безопасности. Цель одна: подобных случаев в Беларуси больше быть не должно.
Александр Лукашенко: «Анализ ситуации на заводе, где работал обвиняемый, свидетельствует о негодной практике бесхозяйственности, протекционизма, безразличии, оторванности руководителей от людей, о слабой кадровой и идеологической работе. Начинаем разбираться, и выясняем, что этот человек мог запросто уйти с работы, набрать шариков, роликов, арматуры и заниматься своими делами, в том числе испытывать взрывные устройства в лесах. И никто этого не видел. Всё это надо пресечь. По случаям бесхозяйственности, беспорядка в бюджетной сфере, госструктурах, вплоть до частников, решения должны приниматься мгновенно. У нас есть советский опыт времён Андропова. Нравится это кому-то или нет, но примерно так мы должны заставить каждого работать. У нас уже появилась ещё одна негативная тенденция — работать с прохладцей, половину рабочего времени. Половину даём того, что должны давать, а жить хотим хорошо. Так не бывает. Пожалуйста, заставьте всех работать. Тем более что для этого у нас есть всё, начиная от нормативной базы, современных электронных технологий и телекоммуникационных сетей и заканчивая специализированными подразделениями, что необходимо для того, чтобы каждый человек был спокоен за свою жизнь в любое время и в любых ситуациях. Есть и обратная сторона медали. Мне поступает информация, что некоторые наши чинуши пытаются закрыть рот людям. Вот этого допустить ни в коем случае нельзя. Человек, отработав своё рабочее время, в определённых местах, дома, в дискуссионных клубах, в дискуссиях просто, как в настоящем демократическом государстве, имеет право выражать свою точку зрения, и никто не имеет права этому препятствовать. Если он нарушает законы, то должен отвечать по всей строгости закона. Тогда общество примет нашу форму. Если же мы начнём давить людей, то тогда нас не поймут».