Минск. Вид на губернаторский дом, Мариинский костел и здание городской думы. 1918 г." border="0" hspace="3" alt="" vspace="3" align="right" width="210" height="131" style="WIDTH: 210px; HEIGHT: 131px" src="http://www.21.by/pub/news/2011/05/1305234072461918.jpg" />О Минске часто говорят как о городе с несчастной архитектурной судьбой. Да, он не Париж и не Вена. Но Минск — достойный европейский город, и в свои прежние времена был таковым. История его действительно драматична — достаточно вспомнить жуткие разрушения Второй мировой войны. Но даже после такой страшной беды город нашел в себе силы и восстал из пепла. Более того, главный архитектурный ансамбль послевоенного периода — проспект Независимости — признан историко–культурной ценностью, им любуются гости столицы, не говоря уж про знатоков архитектуры, его любят и ценят сами минчане.
И все–таки что же утратил Минск из своего архитектурного прошлого? Немало. Это в полной мере подтверждают старые открытки и фотографии. Обратимся к облику исторического сердца города — нынешней площади Свободы. Более 400 лет она носила гордый статус главной городской площади. Появилась после большого пожара 1547 года, уничтожившего практически всю средневековую застройку. Пришлось Минску отстраиваться заново, и уже не хаотично, а по единому генеральному плану в соответствии с градостроительными принципами проектирования европейских городов эпохи Ренессанса. Так появилась рыночная площадь — Новый рынок, со второй половины XVIII переименованный в Высокий рынок, а после 1865 года — Соборную площадь, куда выходили основные городские улицы. Поначалу прилегающие к площади кварталы застраивались деревянными и каменными жилыми домами ренессансного стиля и барокко. В конце XVI века в центре площади отстроилась новая Ратуша с часами и гостиный двор. В XVII — XVIII веках по периметру выросли религиозные храмы: католические, униатские, протестантские, православные — величественное подтверждение толерантности местного населения. В конце XVIII — начале XIX века архитектурный ансамбль площади реконструировали, она превратилась в культурный центр и стала любимым местом отдыха горожан, здесь появились сквер и несколько театральных зданий. В середине XIX века здание городской Ратуши снесли. Понадобилось ни много ни мало полтора столетия, чтобы оно снова заняло свое почетное место на площади и в жизни города.
Если говорить об архитектурных особенностях площади Свободы, нельзя не вспомнить гостиницу «Европа», в начале XX века привлекавшую своей фешенебельностью и «столичностью». В целом сегодняшний облик отеля соответствует тому, что можно было наблюдать 100 лет назад. Хотя идентичным назвать его все же не получится — уже хотя бы потому, что даже число этажей разнится: было — шесть, стало — семь. А в конце XIX века имелось и вовсе только три. Да и сам «домчик» внешними изысками тогда не выделялся.
Среди главных архитектурных объектов Соборной площади начала XX века и здание городской думы — дом губернатора — с башней и часами, примыкавшее к Мариинскому костелу справа. Надо сказать, в комплексе с башнями храма вся композиция выглядела весьма интересно. Настоящей архитектурной жемчужиной Соборной площади считалось здание купеческого клуба. Ныне оно тоже отреставрировано. В 1930–е годы на центральном фронтоне дома появился атрибут нового времени — звезда: здесь разместился Дом колхозника. Сейчас восстановлен первоначальный облик. Здание выглядит элегантно, очень близко к тому, что было до революции, но, на мой субъективный взгляд, как–то уж очень по–современному гладенько, гламурненько. Хотя, конечно, кому что нравится...
Сегодня одна из красивейших улиц Минска — Карла Маркса, а до того Подгорная. Возникла она в начале XIX века, более четко сформировалась в соответствии с проектным планом 1797 — 1800 годов. Поначалу шла от Нового рынка до городской заставы (район пересечения с современной улицей Володарского) и называлась Лошицкой. С 40–х годов XIX века — Базарной, потому что за городской заставой кипел рынок. Со второй половины XIX века стала уже Подгорной, название Карла Маркса получила в 1922 году. Как и обычно, сначала застраивалась деревянными жилыми домами. Но деревянному Минску, к сожалению, на пожары особенно «везло». Так что с середины XIX века прежняя застройка стала постепенно заменяться каменной. Среди первых таких строений — здание Минского дворянского депутатского собрания на углу Петропавловской (Энгельса) и Подгорной. Во второй половине XIX века Подгорную продолжили до пересечения с Серпуховской (Свердлова). Появились здания женской Мариинской гимназии, двух– и трехэтажные жилые дома с магазинами. В начале XX века — здание Государственного банка. Подгорная становится одной из самых престижных улиц в городе. В 1920 — 1930–е в ходе реконструкции к старым капитальным зданиям достраивали один–два этажа сверху.
В годы войны улица Карла Маркса тоже существенно пострадала, однако часть исторической застройки удалось сохранить, чему мы теперь очень рады. Из старого сегодня можно видеть: красное кирпичное здание бывшего Минского городского полицейского управления на углу К.Маркса и Володарского (бывшая Коломенская), здание бывшего Минского отделения Госбанка — теперь здесь размещается Национальный музей истории и культуры (с дополнительным этажом), бывшее здание женской Мариинской гимназии (тоже надстроенное), в нем теперь прописан Музей истории почты, здание бывшего Минского городского мужского 4–классного училища (перестроено), доходный дом Свентицкой на углу Подгорной и Губернаторской (Ленина), построенный в 1913 году по проекту известного в Минске архитектора Г.Гая (в советское время в этом доме проживало немало выдающихся белорусских литераторов, о чем свидетельствуют многочисленные мемориальные доски). И, конечно, здание городского театра. Теперь Национальный академический театр имени Янки Купалы стал на реконструкцию, и есть надежда, что в скором времени обретет свой прекрасный исторический облик.
На Серпуховской (Володарского) стояло красивейшее здание частной женской гимназии В.Левитской, перестроенное в 1950 — 1960–е годы и в результате утратившее свою декоративную роскошь. К счастью, почти в аутентичном виде сохранился облик дома частной женской гимназии Е.Рейман на бывшей Магазинной (Кирова) улице. Сейчас здесь расположен комитет по образованию Мингорисполкома.
Одним из шедевров минской архитектуры конца XIX — начала XX века было здание Минской почтово–телеграфной конторы. На этом месте в 1950–х годах вознесся архитектурный комплекс Нацбанка — бесспорно, тоже замечательное явление градостроительного искусства. Но пусть бы было и то и другое — представляете, как бы выглядел наш Минск! Нынешний проспект Независимости — памятник сталинского ампира, помпезного и холодного. А старый Минск, судя по всему, был очень живым, подвижным, ажурным благодаря богатой и замысловатой в исполнении отделке зданий и множеству балкончиков на них. Таким выглядело и здание правления Минского сельскохозяйственного общества на пересечении Захарьевской улицы и Захарьевского переулка (Городской Вал). Потом на этом месте вырос дом, где теперь расположен кинотеатр «Центральный». Хороший дом, красивый, но то, что утеряно навсегда, выглядело, на мой взгляд, прекрасно...
Чтобы получить представление об утраченном, можно взглянуть на старый дом на Володарского (когда–то в нем, с угла, был продуктовый магазин, если подняться по ступенечкам), словно спрятавшийся за монолитной спиной гостиницы «Минск». Как же много все–таки в Минске утрачено! Архиерейское подворье и церковь Пресвятой Богородицы, рядом дом минского краеведа и археолога М.Гаусмана, с конца XIX века — дворец графа Чапского на пересечении Подгорной и Скобелевской... Может, собрать все эти прекрасные образцы минской архитектуры, сохранившиеся на старых фотографиях и открытках, и начать потихоньку строить их заново? Конечно, возводить дома из стекла и металлических конструкций проще и дешевле, чем создавать узоры кованых балкончиков. Но кому нужны будут через 50 лет эти «кубики–рубики», если простоят столько, конечно...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
О Минске часто говорят как о городе с несчастной архитектурной судьбой. Да, он не Париж и не Вена. Но Минск — достойный европейский город, и в свои прежние времена...