В Киеве судят Бабая. Но детям всего мира рано радоваться — это не тот бабай, которым пугают несмышленышей. Новостные ленты наперебой подсказывают, что под судом находится многолетний лидер киевской привокзальной ОПГ Юрий Багиев по кличке Бабай. Электронные версии украинских газет взахлеб описывают увлекательную жизнь этого уголовника, высоко оценивают системный подход матерого организатора преступлений, взявшегося «крышевать» сразу все виды бандитских ремесел. По популярности Бабай где–то между украинской кинодеятельницей, получившей «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале, и бывшим главным тренером киевского «Динамо».
В связи с таким ажиотажем вспоминается заокеанская история, точнее сказать — истерия.
Сначала убийца из Сан–Франциско сам назвал себя новой поп–звездой. Он убил троих человек и разослал письма в газеты с требованием признать его гением, а всем жителям города носить значки с придуманным им логотипом. Потом уже пресса взялась делать из маньяка, назвавшегося Зодиаком, крупную медиаперсону. Он хладнокровно лишал жизни человека за человеком, а журналисты, писатели и кинематографисты бурно обсуждали его таинственность и неуловимость, публиковали и изучали шифрованные послания убийцы — словом, создавали ему ореол привлекательной загадочности. Будто напрочь забыв, что город кошмарит всего лишь кровавый подонок.
Один режиссер снял почти восторженный фильм о сан–францисском маньяке, другой живописал похождения выдуманного людоеда, третий представил серийного убийцу умнейшим философом в «Молчании ягнят»... Итог этого киллер–бума, этой моды на монстров констатировал в «Нью–Йорк таймс» Вернон Герберт, глава специальной комиссии по расследованию убийств: «Маньяков стало куда больше, чем 20 — 30 лет назад. Мы превратили самых недостойных членов общества в медиазвезд и вырастили целое поколение психопатов».
А ведь можно идти другим путем. Чтобы получить готового идола масс–культуры, необязательно раскручивать очередного негодяя. Например, кому посвятили свои песни три польские рок–группы? Про кого в Польше снимают сериал? Кого там объявили «человеком года»? Речь идет всего лишь о сотруднике Центрального антикоррупционного бюро, так называемом агенте Томеке. Этот человек, чьей задачей было выявление взяточничества в высших эшелонах власти, сумел поймать за руку двух высокопоставленных дам — известную телеведущую и депутата сейма, совершивших коррупционные преступления. Теперь спецагент Томек, но вовсе не какой–нибудь местный «авторитет» является объектом позитивного внимания масс–медиа.
У нас в отличие от некоторых соседей пока нет перегибов по части прославления собственных бабаев. О них рассказывается либо казенным языком протокола, либо с презрительным осуждением. Зато в деле популяризации спецагентов — явный недогиб. О героях в милицейских погонах слышим раз в год во время вручения премий «Честь и доблесть». Об успехах контрразведчиков и представителей других спецслужб узнаем обезличенно, в общих фразах, без конкретики. Понятно, что такова специфика их работы. На официальном языке отказ познакомить с человеком, который лично разоблачил взяточника, звучит так: «Согласно специальным инструкциям личные данные оперативного состава не подлежат расшифровке».
На самом деле в этих данных нужды нет — никому не известны настоящее имя, домашний адрес и год рождения польского спецагента. Но есть настоятельная нужда в том, чтобы именно такой человек — пускай глубоко зашифрованный, но удачливый и профессиональный — становился предметом обожания публики. Иначе на роль медиазвезд снова будут претендовать «самые недостойные члены общества».
Значок ЗодиакаВ Киеве судят Бабая. Но детям всего мира рано радоваться — это не тот бабай, которым пугают несмышленышей. Новостные ленты наперебой подсказывают,...