Постоянным риском для жизни одних, и золотой жилой для других стала небольшая проселочная дорога в деревне Беларучи Логойского района.
Недалеко от деревни разработали песчаный карьер. Ежедневно десятки большегрузных машин, часто совсем не на маленькой скорости, проезжают по небольшой дороге в Беларучах, чтобы сэкономить путь, и, соответственно, топливо. Жители деревни устали безрезультатно воевать с водителями.
Рассказывает Елена Зубова: Их спокойная деревенская жизнь закончилась несколько лет назад. Тогда, когда недалеко от Беларучи началась разработка песчаного карьера. Привычную тишину здесь нарушил зверский гул моторов. Местные жители не сразу поняли, в чем дело.
Вот что получается. С одной стороны, почти у самой дороги, частные дома, чуть дальше - вон там, школа. Как говорят учителя, дети учатся очень старательно, но в последнее время их успеваемость под угрозой. Дело в том, что местную дорогу, очень небольшую, превратили в настоящую трассу.
Но одно дело, если вся эта ситуация отражается на оценках в дневниках, другое, если речь идет о человеческой жизни и здоровье. Мощности машины МАЗ Фаине Васильевне хватило, чтобы оказаться отброшенной на обочину, и потом несколько месяцев лечить перелом бедра.
(Фаина Мигай, жительница деревни Беларучи)
В этой школе великий белорусский писатель Янка Купала получил свое первое свидетельство об образовании. В то время ему не мешали грузовики. А вот маленький Матвей из-за взрослой безалаберности и на уроках сконцентрироваться не может, и домой один идти боится.
(Матвей Каранда, ученик 4 класса Беларучской базовой школы: "Дети очень боятся одни ходить, когда нет автобуса - идут в сопровождении учителей".)
Комитет госконтроля незамедлительно отреагировал на обращение жителей. Сегодня в деревне специалисты не одни - в сопровождении сотрудников Госавтоинспекции. Только за один час люди в погонах остановили свыше 10 автогигантов.
А вот сотрудники ГАИ считают, что правила одинаковы для всех, ограничение по массе для машин на этом участке дороги - до 8 тонн. На практике выходит - и 17, и 20, и даже 30. Почему водители нарушают закон - очевидно. Простая арифметика.
(Алексей Кравченко, старший инспектор УГАИ УВД Минского облисполкома)
(Александр Драгун, главный специалист Комитета госконтроля по Минской области: "Для движения этих автомобилей была построена специальная дорога, на строительство которой было потрачено свыше 300 миллионов рублей, но эта дорога короче той гораздо. Этим пользуются смекалистые водители".)
Решение вопроса сейчас находится на самом жестком контроле. Вот только жители по-прежнему не верят в то, что их кошмар закончится. Суммы штрафов значительно меньше за экономический эффект сэканомленого топлива.