ВЕЗЕТ ТОМУ, КТО САМ ВЕЗЕТ?. 21.by

ВЕЗЕТ ТОМУ, КТО САМ ВЕЗЕТ?

02.06.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Один умный человек заметил: «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью». Сегодня, когда все дружно устремились на природу, на дачи, к морю, тема безопасности дорожного движения становится особенно актуальной. В рубрике «Грани» ее обсуждают главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин и редактор отдела творческих проектов газеты
«7 дней» Елена Еловик.
Еловик: — Знаете ли вы, Вадим Францевич, сколько людей в прошлом году погибло в дорожно-транспортных происшествиях?
Гигин: — Думаю, гораздо больше, чем в какой-нибудь маленькой локальной войне. Речь, наверное, идет о тысячах жертв…
Еловик: — В ДТП погибли 1 185 человек! Это на 10,4% меньше, чем в 2009 году... Но близким и родным погибших от этого не легче... А статистика, вдумайтесь, ужасающая: получается, что каждый год у нас разбивается практически 7 «Боингов-737» (на 175 пассажиромест)!
А как вам кажется, на вопрос о самом безопасном виде транспорта, что отвечает среднестатистический гражданин?
Гигин: — Я ответил бы — самолет…
Еловик: — Ну, вы у нас не среднестатистический... А люди в своем большинстве говорят: «Самый безопасный вид транспорта — автомобиль, поезд». Хотя вы правы — это на самом деле самолет! И сегодня у пассажиров реактивных лайнеров шанс встретиться со смертью равен 1 на 500 тысяч. Однако в сознании большинства людей происходит, как говорят психологи, игнорирование базовой оценочной информации.
Гигин: — Чем чаще летаешь, тем больше шансов попасть в авиакатастрофу.
Еловик: — Ерунда! Все мы под Богом ходим, и если человеку суждено утонуть, кирпич на голову ему не упадет. В этом смысле я фаталист.
Гигин: — На самом деле я тоже фаталист. Бывали в жизни ситуации, когда приходилось сталкиваться с некомфортными ситуациями на транспорте. Не хочу сказать, что я такой храбрый и смелый, но спокойствие все же сохранял. Чему быть — того не миновать. Когда попадаешь в автопроисшествие, приятного, безусловно, мало, но устраивать истерику по этому поводу бесполезно.
А по поводу фатализма… Знаменитый режиссер Альфред Хичкок, несмотря на то, что снимал триллеры и ужасы, по жизни был осторожным и аккуратным человеком. Он никогда не садился за руль автомобиля… Почему? О причинах такого поведения никому не рассказывал. Близкие подозревают, что подсознательно он боялся попасть в аварию.
Еловик: — Попасть в аварию можно и в качестве пассажира... Гениальный архитектор Антонио Гауди всю жизнь практически провел на строительной площадке, создавая шедевр архитектуры — собор Саграда Фамилия. Уже будучи стариком, однажды, возвращаясь домой, он попал под трамвай… Своевременной помощи ему не оказали. Спустя три дня великий архитектор умер в больнице для нищих и бездомных. Судьба… Хотя, понятное дело, в Барселоне тогда не было такого оживленного движения...
Гигин: — А вы знаете, когда произошло первое в мире ДТП с человеческими жертвами? В августе 1896 года в Лондоне. Водитель совершил наезд на женщину, мать двоих детей. По словам очевидцев, автомобиль несся с огромной скоростью. Согласно показаниям свидетелей, во время ДТП водитель оживленно болтал с пассажиркой, видимо, желая произвести на нее впечатление. А водительский стаж, собственно, у товарища был всего три недели.
Еловик: — Кстати, недостаток опыта, отвлекающие водителя факторы, нарушение скоростного режима — это главные факторы автокатастроф и сегодня. Так что ваша история весьма поучительна.
Гигин: — С одной стороны, мы наблюдаем положительную тенденцию — автомобильный парк в стране значительно обновился. Но, с другой стороны, нельзя не заметить и отрицательные моменты: наши люди навезли из Западной Европы и Америки, как говорят специалисты, столько «гробов», то бишь подержанных автомобилей. Говорят, что многие из этих машин в Литве собирают из трех-четырех развалюх. И когда эти «гробы» начнут разваливаться на дороге — одному Богу известно.
К тому же люди стали хуже водить машины. На мой взгляд, это связано с качеством обучения в автошколах. Парадокс: раньше, в Советском Союзе, требования в автошколах были более мягкими, да и учились, по-моему, месяц, не больше... А качество езды было лучше. Теперь вроде и обучаются чуть ли не по полгода, и сдавать экзамены в ГАИ стало сложнее, а все равно уровень подготовки очень низкий.
Еловик: — Здесь нужно говорить о культуре вождения, которая, между прочим, является неотъемлемой частью культуры общества в целом. Зимой сотрудники ГАИ УВД Могилевского облисполкома провели акцию. Более пятисот автомобилей в течение часа проехало мимо пьяного пешехода, который полулежал на трассе Минск—Могилев. Ни один водитель не только не остановился, но даже не позвонил в ГАИ, чтобы сообщить о нарушителе.
Согласна с вами, на дороге действительно много «профанов». Могу делать выводы, потому что имею за плечами приличный водительский стаж. В прошлом году особенно запомнился «замечательный» день 30 ноября, когда в Минске произошло 235 мелких ДТП за один день. Это был своеобразный печальный рекорд сезона осень-зима! Тогда, помню, выпал снежок, дорога стала скользкой, а большинство водителей, разинув «варежку», ехали на приличных скоростях... К тому же, «переобуться» многие не успели. Еду в тот день по городу и диву даюсь: за каждым углом авария!
Кстати, я неслучайно вспомнила о колесах. Не согласна с тем, что штрафы за то, что водители в зимний период ездят на летней «резине», не предусмотрены. Счет к ним, вроде, предъявляют только тогда, когда эти «непереобутые» попадают в ДТП. Понимаю, что не все могут раскошелиться на дополнительный комплект резины, но любишь кататься — люби и денежку платить. Вопрос безопасности — самый важный на дороге!
Гигин: — Вывод, может быть, неожиданный, но, по-моему, и Москва, точнее, московский стиль вождения, оказывает свое негативное влияние. Сколько раз сталкивался с такой ситуацией: молодой водитель съездит раз-два в Первопрестольную — и привносит потом сюда, в Беларусь, хамскую культуру вождения. Ведь в Москве, если нет пробок, люди гоняют со скоростью 100-120 км/ч.
Еловик: — Выходит, пробки спасают москвичей от дополнительных аварий и жертв. Интересная мысль, между прочим... А давайте поговорим о неписаных правилах на дороге. Знаете ли вы, Вадим Францевич, кого в той же Москве называют автоматрехами? Автолюбителей, которые ездят на «Шкодах», «Рено» и тому подобном. А конкретные реальные пацаны предпочитают «немцев» и «японцев». И тот же джип «Тойота» 1986 года гораздо «главнее» на дороге, чем «Пежо 307». К сожалению, очень часто мы ездим, ориентируясь на «понятия», а не на общепризнанные ПДД!
Гигин: — Я вырос в автомобильной семье: мой отец — водитель, мама всю жизнь в сфере транспорта проработала. И я помню, в 80-е годы существовала четкая градация: одна категория — это водитель автобуса, водитель грузовика и совсем другая категория — автолюбители. Вот это хорошее слово мы почему-то позабыли. А ведь большинство за рулем сегодня именно автолюбители, а до высокого звания водителя им расти и расти!
Нужна более продуманная профилактическая работа в этой сфере. Раньше в «7 днях» была рубрика, где вы разбирали задачки по ПДД... Не знаю, есть ли она у вас сейчас?
Еловик: — Есть! Рубрика недавно возобновилась, а ведет ее теперь ГАИ Фрунзенского РУВД г. Минска.
Гигин: — Так вот, мой друг признался, что выписывает «7 дней» фактически только из-за этой небольшой заметки.
Запомнилось, как проводили уроки безопасности в школе. В 7-м классе к нам с профилактической беседой пришел гаишник. Он привел конкретный пример из практики: женщина переходила дорогу на зеленый свет, но не смотрела по сторонам, ее сбила машина. Милиционер предупредил: «Дети! Даже если вы переходите на зеленый сигнал светофора, все равно смотрите по сторонам». Запомнил это простое правило на всю жизнь.
Еловик: — А я приведу другой пример. Американцы или англичане, к сожалению, точно не помню, сняли такой ролик: автомобиль, который движется со скоростью 60 км/ч, сбивает насмерть женщину. И вот кадры, где тот же автомобиль, который едет со скоростью 50 км/ч, сбивает пешехода, но уже не насмерть: женщине причинены тяжелые повреждения, но она жива! А разница — каких-то несчастных
10 км/ч! Тормозной путь автомобиля увеличился на пару метров — и судьба человека изменена!
Гигин: — Говоря о качестве подготовки водителей, нужно учитывать и возрастной ценз. Я бы вообще разрешал сдавать на права не раньше чем с 21 года. Сплошь и рядом убеждаюсь в том, что 18-20-летний молодой человек психологически не готов водить машину.
Еловик: — Действительно, а почему алкогольные напитки разрешено продавать лицам, достигшим 21, а вот за руль — пожалуйте с 18?!
Гигин: — Заметьте, наиболее хамские и неадекватные водители на дороге — это как раз молодые люди. И это не значит, что молодежь у нас плохая, а просто в этом возрасте главное не безопасность, а понты, приколы, самоутверждение посредством автомобиля.
Еловик: — Тем более часто случаются аварии из серии «никто не хотел уступать». Уступка, особенно когда речь идет о молодежи, расценивается как признак слабости. А как отнесетесь к такой идее — введению в авто­школах спецкурса «Психология безопасности вождения»? На дороге очень важно знать психологию водителя и пешехода.
Допустим, женщина, переходя в неположенном месте и увидев стремительно приближающуюся машину, тут же «включает заднюю передачу». А мужик в такой ситуации, наоборот, рванет вперед.
Или вот вам сюжет. Перед вами за рулем мужик в шляпе. Я точно знаю, что он, скорее всего, выехал в город по особому случаю: так называемый дачник-удачник. И если он включает поворот налево — не факт, что повернет именно туда. И я максимально осторожна в отношении всех маневров на дороге этого «шляпника». Кстати, как вы относитесь к женщине на трассе? В смысле — за рулем?
Гигин: — Нормально, женщины за рулем меня выручали. В смысле подвозили. Жив, как видите.
Еловик: — Есть и другое мнение. Читаю на форуме: «К бабе за рулем нужно относиться с высокомерием и усталым презрением, как к перебегающей дорогу собаке. Исключением являются бабы за рулем черных «бумеров», джипов и «мериноф», ибо, по определению, они находятся на содержании и под крышей у реальных пацаноф, которые купили им эти точилы».
Гигин: — Признаюсь, когда вижу девушку — от 18 до 40 — за рулем дорогой иномарки, уверен, что в большинстве случаев эта машина не ею куплена.
Еловик: — Вы считаете, что женщина, работая в поте лица, до сорока лет не в состоянии заработать на нормальный автомобиль?
Гигин: — Наверное, может. Вы — тому пример.
Еловик: — Спасибо, за доброе слово, коллега! Давайте в конце беседы пожелаем всем нашим читателям безопасной езды, больше улыбчивых и культурных участников дорожного движения.
Гигин: — И, как говорится, береженого Бог бережет!

Елена Еловик, Вадим Гигин
 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Один умный человек заметил: «Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью»....
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика