Около 400 миллионов долларов задолжали граждане банкам. В основном это кредиты на машины и квартиры, которые щедро раздавали 25 финансовых учреждений. По «вкусным» ставкам — 9 — 13 процентов годовых. В тройке лидеров — Беларусбанк, Белросбанк и Приорбанк. В январе 2009–го валютные кредитополучатели, можно сказать, отделались легким испугом, когда их долги после разовой девальвации национальной валюты увеличились на 20 процентов. Нынешняя ситуация посложнее.
«Прошу вашей помощи, положение мое ужасно...» — так начинается письмо Жанны Щербы из Борисова. В 2007 году она взяла кредит на покупку квартиры. Почему валютные обязательства предпочла рублевым? Очень просто: совокупный доход молодой семьи не позволял рассчитывать на требуемые продавцом 25 тысяч долларов в рублевом эквиваленте. А в долларах за счет стабильного курса и низких процентных ставок сумма долга оказывалась меньше и вполне вписывалась в бюджет.
Теперь Жанна в растерянности: «Близится время июньского платежа. Кроме того что 340 долларов превратились в 1,7 миллиона рублей по курсу Нацбанка и практически сравнялись с уровнем моей среднемесячной заработной платы, так еще с 27 мая ЗАО «Белросбанк» отказывается принимать белорусские рубли. А купить доллары в обменниках ни Белросбанка, ни какого–либо другого невозможно».
Прочитала. Уточняю.
— Кредит выдавался в валюте, исполнение обязательств в договоре предусмотрено в долларах США, — говорит Ольга Лапуцкая, заведующая сектором учетно–операционной работы центра банковских услуг ЗАО «Белросбанк» в Борисове.
— Готовы продать валюту? — интересуюсь.
— Только если кто–то ее принесет продавать. В свободной продаже долларов нет.
— Если человек не сможет найти валюту (все–таки зарплаты мы получаем в белорусских рублях), рубли не примете? — продолжаю беседу.
— Нет, у должника возникнет задолженность, на нее будут начисляться повышенная процентная ставка и прочие малоприятные санкции.
Кстати, такие подходы практикуют и некоторые другие банки. Как, в частности, выяснилось, МТБанк тоже требует доллары или евро с валютных должников. Причем его специалисты ссылаются на некое письмо Нацбанка, которое позволяет им так поступать. И если кредитополучатель не найдет валюту, то накрутки банка на сумму просроченной задолженности могут вырасти до 99 процентов годовых! И, заметьте, в иностранных дензнаках!
И самое удивительное, что все это происходит у нас в стране, где единственным законным платежным средством до сих пор считался белорусский рубль. Именно поэтому в последнее время ни один банк не выдавал (!) наличные доллары или евро в кредит. Нельзя. Дело было так. Клиент открывал два текущих счета — валютный и рублевый. Безналичные доллары банк зачислял сначала на валютный счет, затем конвертировал их в белорусские рубли по курсу покупки и только потом безналом деньги поступали на счет продавца квартиры или машины. Тот имел возможность их снять и купить в кассе банка доллары или евро. На этой операции банк еще имел и неплохую маржу, у одного клиента купив безналичную валюту и другому заграничную наличку продав...
Правомерно ли поступают банки, решила уточнить я.
— Если в кредитном договоре долг возвращается в долларах США, то, значит, в этой валюте его и придется платить, — подтверждает Анатолий Дроздов, пресс–секретарь — начальник управления информации Нацбанка. — К сожалению, частенько граждане не читают документы, которые они подписывают, не слушают рекомендации банкиров, которые всякий раз подчеркивают: кредиты нужно брать в рублях. И, кстати, у каждого выбор был: взять рубли или доллары. Но они сознательно приняли на себя дополнительные валютные риски...
Тут, конечно, многие возразят: делали так потому, что и два года, и два месяца назад слышали убедительные слова банковских работников о том, что рубль укрепляется и не рассматривается возможность даже 5–процентной разовой девальвации... Но коль она произошла, думается, Нацбанк вправе одернуть зарвавшиеся финансовые учреждения, которые сознательно и открыто провоцируют спрос на валюту, и без того дефицитную, толкая людей либо в очереди к обменникам, либо на «черный» рынок, к валютчикам...
Пусть по своей финансовой неграмотности и недальновидности, но многие заемщики оказались сегодня в таком же положении, как и Жанна Щерба. В результате 56–процентной разовой девальвации национальной валюты ежемесячные платежи превышают их зарплаты. Это свершившийся факт. И на него надо адекватно реагировать: помочь людям, поискать компромиссы... Но отдельные банки или требуют валюту, или принимают, прямо скажем, экзотические решения. Например, на сайте Банка ВТБ (Беларусь) — кстати, филиал небедного российского банка — висит заманчивое предложение перевести валютные кредиты в рублевые. По курсу 6.000 рублей за доллар. При этом ставка с 12,75 процента увеличится до 24. Давайте ради интереса подсчитаем. Допустим, Жанна Щерба брала бы кредит в ВТБ. До девальвации ее долг составлял бы 75 миллионов рублей (25 тысяч долларов умножить на 3.000 рублей). Если перевести долг на предлагаемых условиях, то сумма вырастет ровно вдвое, как и размер ежемесячного платежа. Кто–нибудь готов на такие условия?
Есть, конечно, и другие примеры. Беларусбанк с 6 июня снизил процентную ставку по валютным кредитам до 10 процентов годовых и увеличил срок возврата на 5 лет по недвижимости и на 3 года на потребительские нужды. Дополнительную рассрочку и каникулы по основному долгу кредитополучателям предлагает и банк «Москва–Минск». Можно, оказывается, и в нынешних условиях не драть три шкуры с клиентов...
О трепетных отношениях банков и клиентовО трепетных отношениях банков и клиентовОколо 400 миллионов долларов задолжали граждане банкам. В основном это кредиты на...