О лесах, их охране и рациональном использовании речь шла во время «прямой линии» «СБ» с первым заместителем министра лесного хозяйства Федором Денисовичем Лисицей.
Федор Денисович, здравствуйте! Вас беспокоит Раиса Григорьевна из Минска. Я часто бываю на Могилевщине, на Гродненщине, в Минской области. Можно считать, лето провожу в лесу. К сожалению, в нем часто встречается мусор — пластиковые и стеклянные бутылки, пакеты. Лес засоряют и люди, и предприятия. С этим надо что–то делать. Может быть, ввести что–то вроде временного налога на очистку лесов на граждан, которые на автотранспорте въезжают в лес, и на предприятия. На эти деньги можно было бы очищать леса, устанавливать специальные контейнеры для мусора.
— Вы затронули очень актуальный для лесного хозяйства вопрос. Проблема засорения лесов действительно существует. Над ее решением мы плотно работаем. За последние годы в отрасли многое сделано по ликвидации несанкционированных свалок мусора в лесах. Вы только вдумайтесь — ежегодно мы из леса вывозим 15 — 17 тысяч кубических метров мусора. А ведь он там не сам появляется, его туда несут люди. Мы постоянно говорим об этой проблеме в СМИ, проводим соответствующую работу в школах, вузах. Стараемся более активно подключать общественность к этой работе. Например, осенью прошлого года мы проводили акцию «Чистый лес», в которой было задействовано свыше 25 тысяч человек. Начиная от наших работников и заканчивая иностранными волонтерами, учащимися школ и работниками самых разных организаций. Совместными усилиями мы вывезли из лесов более 4 тысяч кубометров различных отходов. Конечно же, на этом работа не останавливается.
И еще. Организациями Министерства лесного хозяйства обустраиваются специальные места отдыха в придорожных лесах, которые оборудуются контейнерами для мусора, кострищами, беседками. Таким образом мы создаем условия для комфортного и культурного отдыха. И, конечно же, хотелось бы, чтобы и люди относились к этим местам бережно и уважали труд лесовода.
Кроме того, мы считаем, что и дачные, и садовые товарищества должны отвечать за чистоту и порядок в прилегающей лесной зоне на глубину до 300 метров. Сегодня нет никаких проблем с его вывозом. Заключается договор с жилищно–коммунальными службами, и мусор за незначительную плату будет вывозиться. Нужно самих себя не уважать, чтобы свой же ближайший лес, куда многие любят ходить за грибами и ягодами, засорять разным хламом.
Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Все–таки это больше вопрос культуры наших людей. А за предложение и неравнодушие к лесу вам большое спасибо.
Здравствуйте, Федор Денисович. Меня зовут Артур, я из Минска. Скажите мне, что планируется сейчас по регулированию численности бобра? Расплодились очень сильно, валят лес не меньше лесорубов. Устраивают такие запруды, что в половодье затапливаются немалые территории. Будет ли разрешен их отстрел? Почему бы не выдавать годовые лицензии на бобра?
— Отстрел и отлов бобра не был запрещен и раньше, а правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты в новой редакции, вступившими в силу с 13 ноября 2010 г., значительно расширены сроки охоты на него — с 1 сентября по 1 марта. Упрощен и порядок добычи. Разовые разрешения на добычу бобра и охотничьи путевки к ним теперь могут выдаваться непосредственно охотникам на весь сезон охоты. Здесь есть, безусловно, вопросы. Это касается и лесных массивов, и мелиоративной сети, и дорог. Мы в данное время завершаем мониторинг ситуации во всех регионах страны и будем вносить предложение в Правительство по принятию соответствующих мер. Ситуация не должна выйти из–под контроля. Я думаю, ограничения по лимитам выдачи лицензий со стороны Минприроды будут сняты. Но уменьшение численности бобра — это только часть проблемы. Нужно предварительно проработать вопрос использования меха этого животного. Мы эту задачу поставили перед заготовительными организациями. Кстати, мясо и жир бобра, бобровая струя считаются целебными. Они используются и в медицине, и в парфюмерии. Нужно развивать и эти направления внутри страны. То же самое касается и сдачи шкур дикого кабана. Им тоже могло бы найтись неплохое применение. Ведь все это также ресурсы, которые необходимо использовать эффективно и рационально.
— Большое вам спасибо.
Здравствуйте. Меня зовут Рамишевский Эдуард Казимирович. Читал в прессе, что недавно в лесной отрасли появились новые современные машины — харвестеры, форвайдеры.
— Да, есть такие машины.
— Я сам механизатор, есть удостоверение. Но мне очень нравится лес, люблю работать в лесу. Можно ли где–то обучиться работе на этих машинах? Я с семьей живу в Минске, но мы готовы переехать в любой лесхоз, где можно мне получить такую машину и работать на ней.
— У нас сейчас реализуется программа по техническому перевооружению лесозаготовительного производства, в соответствии с которой к 2015 году все лесхозы будут оснащены такими машинами. 70 процентов всех лесозаготовительных работ в отрасли будут осуществляться с использованием современной многооперационной техники. Соответственно нам понадобятся и люди, которые смогут работать на этой технике. Скажу сразу, без специальной подготовки управлять такой машиной не получится. Необходимо приобрести навыки. Подготовку операторов многооперационных машин — харвестеров — ведет Республиканский учебный центр Министерства лесного хозяйства, который расположен в
д. Ждановичи Минского района. Там в основном обучаются люди по направлениям от лесхозов, но возможно также обучение и за собственные средства. У вас есть выбор. Вы можете устроиться на работу в лесхоз сначала механизатором. Если там увидят, что вы ответственный работник и у вас есть стремление повышать свой профессиональный уровень, могут направить за счет средств организации на обучение. При желании во втором полугодии текущего года вы можете пройти обучение за свой счет. На сегодняшний день двухмесячный курс обучения стоит
1 млн. 480 тысяч рублей.
— Поскольку я готов поехать в любой лесхоз, могут ли мне и моей семье помочь каким–то образом с жильем?
— Лесхозы нуждаются в хороших специалистах. И если устроитесь там работать, проявите себя хорошо, вам помогут не только в выписке леса для строительства, но и в предоставлении жилья.
— Спасибо.
Здравствуйте, Федор Денисович. Дом моих родителей находится в деревне Борок Столбцовского района.
— Представьтесь, пожалуйста.
— Меня зовут Мария Ивановна, живу в Минске. Суть моего вопроса в том, что в лесу рядом с деревней идет заготовка леса. Древесину вывозят, а сучья остаются. Почему? Неужели они никому не нужны?
— Мария Ивановна, дело в том, что лес — это живой организм, и когда ведется его заготовка, нельзя все забирать подчистую. Это среда обитания для разных живых существ. Для того чтобы на месте вырубки образовался новый лес, почва должна удобряться. Сучья специально остаются для перегнивания и удобрения. Это экологическое требование международной сертификации лесов. Поскольку леса в нашей стране сертифицированы по международным схемам лесной сертификации, мы должны соблюдать эти требования. Лес от этого не страдает, а только выигрывает.
— Спасибо.
Здравствуйте. К вам обращается охотник Бабиновичского охотхозяйства Витебской области Александр Викторович. Меня интересует вопрос: почему в нашем охотхозяйстве установлены разные цены для местных охотников и неместных. Для местных, конечно, дешевле. Я живу в Ореховке, которая находится буквально на границе с территорией охотхозяйства, но мне уже обходится дороже. Вправе ли охотхозяйство устанавливать такие расценки?
— Ваш вопрос понятен. Бабиновичское охотхозяйство является частным и вправе устанавливать цены самостоятельно. Это определено пунктом 128 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента от 8 декабря 2005 г. № 580. Он гласит, что плата за выдачу охотничьих путевок, разовых разрешений на добычу охотничьего животного и охотничьих путевок к ним определяется пользователем охотничьих угодий самостоятельно и не может быть меньше минимальной предельной стоимости, установленной Советом Министров. Постановлением Совета Министров от 6 апреля 2006 года № 466 установлены минимальная предельная стоимость разовой охотничьей путевки в размере 5 тысяч рублей, сезонной охотничьей путевки — 50 тысяч рублей. Максимальный размер стоимости охотничьих путевок на сегодняшний день законодательством не ограничен. Возможность представления пользователем охотничьих угодий тем или иным категориям охотников льгот в установленных пределах законодательством не запрещена. В целях привлечения большего количества местных охотников хозяйство может предоставлять им скидки. Это коммерческая деятельность.
— Понятно.
У меня вопрос на «прямую линию».
— Представьтесь, пожалуйста.
— Валерий Григорьевич из Кобрина. Я сам с лесом не связан. Но недавно был на железнодорожной станции, там за 40 минут прошло на Польшу два эшелона, груженных сосной. Одни только столбики, абсолютно ровненькие, диаметром где–то около 10 сантиметров. Наверное, на дрова берут. Разве можно вырубать в таких количествах молодняк сосны? Я понимаю, что это мы продаем за валюту, но если и дальше так будет идти рубка, лет через 70 у нас и леса не останется. Я понимаю еще, если мы продаем пиломатериал.
— Да здесь дело не в валюте. Я понимаю вашу боль за наши леса и все поясню. Чтобы вам было понятно, проведу параллель с сельским хозяйством. Вы, наверное, знаете, чтобы на грядке выросла, например, хорошая крупная морковка, ее обязательно нужно прореживать. Точно так же и лес. Чтобы вырастить хороший товарный древостой, с большим запасом кубомассы, его необходимо прореживать. Если диаметр около 10 см, это значит, что производилась или прочистка, или прореживание молодых посадок. Этим самым мы даем рост другим деревьям, которые в будущем станут хорошим товарным лесом. Надо отметить, что ежегодно расчетная лесосека у нас увеличивается на 30 миллионов кубометров. Это результат работы лесоводов.
— Да? Это хорошо.
— Добавлю, что если в 1994 году в стране было спелых лесов всего около 4,7%, то сегодня за счет рационального лесопользования и лесовосстановления доля спелых лесов уже составляет около 10%. И, сохраняя набранные сегодня темпы, мы рассчитываем, что к 2020 году эта цифра достигнет 15 — 18%. Могу вас уверить, что площадь лесного фонда не только не уменьшится, а, наоборот, увеличится с сегодняшних 38,8% до 39% и более.
Мы сегодня проводим массовые посадки леса по всей стране. В том числе — плантационные посадки сосны. И соответственно производим рубку в возрасте 25 — 30 лет с запасом 220 метров кубических. Чтобы сохранить основные массивы леса. Поверьте, сегодня в лесном хозяйстве все основные параметры отслеживаются. Просто так произвести вырубку невозможно. Контроль налажен очень жесткий. Он ведется не только со стороны Министерства лесного хозяйства. Его ведут и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте, и Комитет госконтроля, и Минприроды, и МВД.
— А куда идет такая древесина?
— Как балансовое сырье. При экспорте цена за кубометр такой древесины колеблется от 40 до 42 евро. А на внутреннем рынке такое сырье идет по цене примерно 60 тысяч за кубометр.
— Экспортируем, потому что не хватает своих мощностей на переработку?
— Увы, да. Поэтому продаем за валюту за рубеж. А не продадим, оно у нас пойдет действительно частично на дрова по цене около 60 тысяч рублей за куб. Но, надо отметить, этот вопрос решается. В ближайшие пять лет в Беларуси будут построены дополнительные перерабатывающие предприятия. Как только их запустят, все будет перерабатываться внутри страны.
Добрый день, я Мария Ивановна из Борисова. У меня вопрос на «прямую линию». Я вот вижу, что лес вагонами вывозят из Беларуси. Это когда–нибудь прекратится?
— Мария Ивановна, вам не стоит беспокоиться по этому поводу. Лес, если он подошел к возрасту спелости, необходимо вырубить и реализовать. Лесные ресурсы — это товар, который необходимо реализовывать. И очень хорошо, что он пользуется спросом за рубежом. Запасы древесины в нашей стране с каждым годом прирастают. Сейчас они уже оцениваются в 1,6 млрд. кубических метров. В год мы заготавливаем порядка 13 млн. кубометров, а прирастает около 30 млн. кубометров. Дефицита древесины на внутреннем рынке страны нет.
— Да? Но поедешь просить выписать дров, везде отказ.
— А к кому вы обращались?
— Я ни к кому не обращалась. Просто все кругом говорят, что дрова не выписывают.
— Вы подняли очень важную тему. Ведь заготавливая дрова, гражданин, с одной стороны, решает свои проблемы с топливом, а с другой — помогает нам наводить порядок в лесу. Древесина на корню для заготовки дров реализуется населению по таксовой стоимости, которая зависит от древесной породы и лесотаксового разряда и составляет 170 — 620 рублей за 1 кубометр. Для этого вам необходимо обратиться в близлежащее лесничество. Произвести оплату дровяной древесины на корню возможно также в лесничестве. Что касается пожелания граждан при выписке дровяной древесины, то они учитываются. Вам могут предложить ее и в ближайшем лесу. Однако месторасположение конкретного участка лесного фонда, на котором возможна заготовка дровяной древесины, определяется ее наличием на конкретном участке лесного фонда.
— Спасибо. Теперь мне ясно.
Я хотел бы задать вопрос на «прямую линию». Зовут меня Александр, живу в Минске. Меня интересует ситуация с запретами посещения лесов. Если его ввели, что это значит? В лес вообще нельзя ходить или нельзя иметь с собой в лесу спички или зажигалки?
— Во–первых, если вводится запрет на посещение лесов, то он вводится только в отдельных местностях, где устанавливается высокий и чрезвычайный класс пожарной опасности (4–й или 5–й класс). Главная цель такой меры — предотвращение лесных пожаров. Кстати, вы помните, каким жарким было прошлое лето и что происходило в России? Я хочу отметить, что такая мера, как запрет на посещение лесов, тогда во многом помогла удержать ситуацию в белорусских лесах под контролем.
Запрет вводится не на все лето, а всего лишь на то время, пока держится высокий класс пожарной опасности. Как только погода восстанавливается, начинают идти дожди, спадает аномально высокая температура, запреты снимаются.
Кстати, с начала пожароопасного сезона в лесном фонде Минлесхоза зарегистрировано 258 пожаров на площади 91,7 га. Наибольшее количество пожаров зафиксировано в Брестской области — 69, Гомельской — 61. Площадь, пройденная огнем, самая большая в Могилевской области: 30 га в результате 40 пожаров. В Брестской области от огня уже пострадало 22,68 га леса. В Витебской области произошло 14 пожаров (6,52 га леса). В Гродненской области зарегистрировано 36 возгораний на 6,46 га. В Минской — 38 пожаров на 7,74 га.
К счастью, в регионах Беларуси пока не зарегистрировано ни одного верхового пожара, при котором лес погибает полностью. Все возникающие пожары благодаря своевременному реагированию государственной лесной охраны быстро локализованы и потушены.
Еще один важный момент. При высокой пожарной опасности государственная лесная охрана переводится на усиленный режим несения службы. В тех лесхозах, где регистрируется пятый, чрезвычайный, класс пожарной опасности, вводится обязательное круглосуточное дежурство.
В тех лесах, где запрещено посещение, находиться нельзя. Отдыхать можно только там, где это разрешено. Например, в специально отведенных для этого местах, возле водоемов. Вы же понимаете, что такое лесной пожар, какую он представляет опасность для людей и какой наносит ущерб лесному хозяйству. Поэтому лучше подождать какое–то время и в лес не ходить. Как только спадет жара, будут приняты решения о снятии запрета.
— А как узнать, что в какой–то лес нельзя ходить?
— Первый знак о том, что в конкретном лесу установлен запрет на посещение, — это закрытые шлагбаумы на дорогах, ведущих в лес. Во–вторых, в таких лесах устанавливаются дополнительно соответствующие аншлаги. Кроме того, мы постоянно передаем информацию в СМИ, размещаем ее на сайте Минлесхоза. Прежде чем отправиться в лес в какой–то конкретный район, поинтересуйтесь, не установлен ли там запрет. Ответить на этот вопрос вам смогут и в любом райисполкоме и в сельском Совете.
— Спасибо за подробный ответ.
Уважаемый Федор Денисович, здравствуйте. К вам обращается Юрий Геннадьевич от имени жителей Бешенковичского района, а также работников филиала «Бешенковичский лесхоз», который входит в состав ОАО «Витебскдрев». Нас интересует состояние и дальнейшая судьба лесов Придвинского края, а также судьба лесхоза, который в 2009 году был передан «Витебскдреву» из ведения Минлесхоза.
— В соответствии с указом Президента Бешенковичский и Городокский лесхозы были переданы предприятию ОАО «Витебскдрев». Судьба этих хозяйств нам, конечно, не безразлична. Такой опыт в нашей стране был проведен впервые.
— Понимаете, мы здесь живем и видим, во что вся эта аренда превращается, охраны вообще никакой нет. Переработчикам нужно только сырье, побольше срубить, а до остального дела нет, а мы болеем за свой лес, раньше таких проблем не было. Вообще, мы сейчас видим, что леса должны быть только у государства. Только тогда в них будет порядок. Арендаторы о людях тоже не думают, работать стало невозможно. Никаких гарантий. Просим вас разобраться и принять меры.
— Ситуацию в данных лесхозах мы знаем и согласны с тем, что в управлении лесами там есть определенные вопросы. Их необходимо решать. Но Минлесхоз не уполномочен вмешиваться в хозяйственную деятельность не подчиненных ему организаций.
Проводить внеплановую проверку в соответствии с Указом Президента № 510 можно только после письменного обращения организации. Если ваш коллектив настроен решить эту проблему, вам следует официально обратиться с коллективным обращением.
— Спасибо.
Федор Денисович, здравствуйте. Меня зовут Лариса Тимофеевна, я из Гомеля. Я бы хотела обратить ваше внимание на то, что вдоль автотрасс очень много сухих деревьев стоит. Почему? Что с ними происходит?
— Мы разделяем вашу обеспокоенность тем, что растущие возле автодорог деревья гибнут. Причина здесь во многом и в экологической обстановке — соль попадает в корневую систему, загазованность повышенная. Но вы обратили внимание, когда едете из Гомеля в Минск, какая в придорожной полосе сегодня проводится работа? Ситуация по обустройству, уборке придорожных полос за последние годы существенно улучшилась. И мы намерены и дальше улучшать работу в этом направлении. Но считаю, что к решению этих вопросов должны подключиться и дорожники, и ученые. Лучше, конечно, деревья сохранять, а не вырубать.
— Спасибо.
— Спасибо вам, что вы обращаете на такие факты внимание и что неравнодушны к природе, к лесу. Это тоже очень важно. От отношения людей к природе также зависит ее сохранность.
О лесах, их охране и рациональном использовании речь шла во время «прямой линии» «СБ» с первым заместителем министра лесного хозяйства Федором Денисовичем...