Райцентр Хиславичи Смоленской области — один из ближайших к Беларуси российских городков. Всего–то километров 30 от Мстиславля. Живет в нем чуть больше 4 тысяч человек. Переехав границу, притормозил у заправки «Роснефти». Еще недавно сюда ездили заправляться топливом чуть ли не со всего Мстиславского района и окрестностей. Стоимость бензина была процентов на 20 ниже. Но сегодня такие поездки потеряли смысл.
Литр 92–го стоит на российской стороне 24 рубля 70 копеек. Это, даже по официальному курсу Нацбанка, получается 4.400 белорусских рублей. А по курсу, который мы решили использовать для расчетов, — 4.840. Белорусские АЗС продают 92–й по 4.200... По–моему, впервые у нас такая ситуация, когда топливо в Беларуси дешевле даже, чем в России.
На въезде в Хиславичи появляется ощущение, что и не городок это вовсе, а большая деревня. До самого центра приходится пылить по гравийке. Первым делом отправляюсь на мини–рынок. Несколько палаток со сваленным в кучу ширпотребом. Интересуюсь, приезжают ли сюда торговать белорусы. Приезжают, когда здесь большой базарный день, — в пятницу. Привозят и продукты питания, и одежду. Но, по словам местных жителей, цены на товар выставляют только чуть ниже магазинных.
— Нет смысла у приезжих что–то покупать, — откровенничает продающая семена Ирина Барановская. — Если что–то надо, садимся в машины и едем к вам. Так гораздо дешевле получается.
Услышав, что интересуюсь товаром, который привозят мои земляки, в разговор вступила стоящая за лотком с сухофруктами Елена:
— Уж никак торговать у нас собираетесь? Мясо тогда привозите. У нас оно дорогое — 280 рублей за килограмм (умножаем на наш курс, выходит 55 тыс. белорусскими).
Прежде чем зайти на экскурсию в продовольственный магазин, решил утолить жажду бокалом кваса. Но... передумал. Пол–литра за 31 рубль — это дорого.
В магазине — товарное изобилие. Но и цены немалые. К примеру, буханка черного хлеба («кирпичик») стоит от 18 до 20 рублей (3.500 — 3.900 на наши деньги). За литровый пакет молока надо отдать 32 — 33 рубля (считай 6.600). 450–граммовая упаковка сметаны обойдется в 50 российских рублей (9.800 белорусских).
Самая дешевая вареная колбаса — по 100 рублей. Но ее в руки брать не хочется. Та, которая получше, стоит на наши деньги от 45 тысяч белорусских рублей за кило.
Интересно, что магазины в Хиславичах буквально завалены сахаром белорусского производства — по 33 рубля 60 копеек за килограмм. Это 6 тысяч 600 рублей на наши деньги. У нас сахар в магазинах лежит по 5 тыс.
Хватает наших товаров и в хозяйственных магазинах. В местном универмаге видел морозильники и холодильники «Атлант». От 12 до 19 тысяч рублей (2,3 — 3,6 млн. белорусских). Точно столько же, сколько Indesit, выпущенный на российском заводе.
В универмаге разговорился с продавцом галантерейного отдела. Поинтересовался ее зарплатой, предположив, что она вряд ли меньше 10 тысяч рублей. Собеседница посмотрела на меня с удивлением: «Хорошо, если бы так. Но меньше гораздо: 4.600 (900 тыс. белорусских рублей). Этих денег едва хватает на жизнь. Потому что зимой почти половина уходит на оплату «коммуналки».
— Без вас, белорусов, здесь хуже было бы, — признался пенсионер Валерий в разговоре со мной. — Лично я за покупками езжу только в Мстиславль. В последний раз вот сало привез. Обошлось оно в 80 российских рублей за килограмм. У нас — в 3 раза дороже. Такая экономия очень кстати для моих земляков. Зарплаты здесь небольшие. Сам работаю охранником — получаю 6 тысяч рублей.
У большинства жителей Хиславичей примерно такие же доходы. Больше зарабатывают только те, кто заготавливает лес. У них 1 — 2 тысячи долларов в месяц выходит. Но занятие опасное. Между владельцами лесопилок постоянно война идет за делянки и рынки сбыта. Доходит до того, что дома сжигают — не только хозяевам бизнеса, но и их рабочим.
Но в целом жизнь в Хиславичах тихая и размеренная. Если и тревожит что местное население, так это, как и у нас, рост цен. Заходя в магазин, покупатели подолгу рассматривают прилавки, считают. «Купите белорусскую колбасу, — при мне посоветовала продавец покупательнице–старушке. — Недорого и вкусно».