В чем отличие сельской торговли от городской?
22.06.2011
—
Новости Общества
|
Совсем недавно увидела новую киноленту киностудии “Беларусьфильм” “На перепутье”. Ее сюжет построен на том, что главная героиня — выпускница торгового колледжа Катя по распределению отправляется работать продавцом в... сельскую автолавку. Сами понимаете, для гламурной столичной жительницы подобная “ссылка” смерти подобна. В фильме очень детально показано, насколько кочевая торговля далека от городской. Поколесив по деревням и весям на фургончике, героиня очень быстро проникается симпатией к добродушным сельчанам, что даже в свое свободное время готова ходить по рынку, чтобы привезти им батарейки, метелки, мышеловки и липучки от мух. Вдобавок в сложной жизненной ситуации ее выручает грубоватый, но отзывчивый водитель автолавки. И этот его поступок окончательно переворачивает ее представления о дружбе, верности и любви...Когда заговорила о фильме с работниками потребкооперации, меня начали заверять, что в жизни все почти точно так же: начиная от автолавок, которых по Беларуси колесит около 560 штук, и заканчивая душевными отношениями между продавцами и покупателями. Но я решила убедиться в этом сама. Семья на колесах Единственное, что никто не взялся утверждать, что любовные истории между продавцами и водителями случаются точно такие же, как в фильме. В то же время оказалось, что на автолавках довольно часто работают семейные пары. К примеру, Ванда Наганович из Постав работает в автомагазине уже двадцать один год. Как пришла вслед за мужем, так и работают бок о бок все это время. И настолько привыкла к своему фургончику, к своим покупателям, что признается: ни за что не поменяла бы все это на место у прилавка в магазине. Кстати, по словам первого заместителя председателя Поставского райпо Анны Сенько, в их районе из десяти автолавок на двух работают муж и жена — она продавцом, а он водителем.Впрочем, фургончиками современные автомагазины называть, наверное, неправильно. Это полноценный магазин на колесах со стеллажами, холодильными камерами, весами, раковиной и стеклянной витриной, но только с приставкой “мини”. Специально под заказ потребкооперации их взялись производить на МАЗе. В фургоне есть окно для торговли под навесом, но замечаю, что у Ванды Адамовны очередь почему-то выстраивается совсем в другом направлении — к дверям фургона. Оказалось, что не прижилась на селе привычка общаться с продавцом через узенькое окошко. И человека за ним не видно, и продукты брать неудобно. И в дождь, и в снег Рабочий день у Ванды Наганович — с 7 утра до 7 вечера. Загружается на базе товарами и в путь. За смену надо проехать более 90 километров. На пути семь деревень. В некоторых из них живут два-три человека, а в одних Мольдевичах целых пять остановок. По сельским меркам деревня эта небольшая — около 60 дворов. Для местных жителей каждый приезд магазина на колесах становится событием дня — из ближайших домов к ней тут же начинают подтягиваться покупатели. Поскольку торговля сюда заглядывает два раза в неделю, с покупками не мелочатся. В любой автолавке существует обязательный ассортиментный перечень, который включает более ста наименований продукции. Все другие товары, в том числе и промышленные, доставляются по заказам. Листаю журнал заказов. В деревню Норковичи требуются оцинкованные ведра, в Свилени — сапоги, в Сивцы — белая эмаль, в другие населенные пункты — рубероид, гвозди... Автолавки без проблем доставят и крупные покупки: холодильник, телевизор, даже стройматериалы.По столичным меркам цены здесь совершенно не кусаются, хотя местные жители, разумеется, хотели бы видеть на них суммы поменьше. Когда в Минске килограмм огурцов стоил 10—11 тысяч, в автолавке в Мольдевичах я могла купить их по 7700 рублей, а гречку по 10 660 за килограмм. На доверии Автолавка для сельчан — это больше, чем просто пункт торговли. Это еще и место, где можно обсудить новости, поделиться радостью или проблемой и получить отклик. Все вместе они только здесь и собираются. Поэтому общительность, душевная теплота, чуткость продавца ценятся не меньше профессионального мастерства.“Очень мы автолавкой довольны и продавцом нашим тоже, — говорит жительница Мольдевичей Нина Васильевна. — И вежливая, и если что забудешь — напоминает”. А на вопрос, где будет покупать продукты, если вдруг перестанут автолавки ездить, она даже пугается: “Как это перестанут? Куда я со своей палкой пойду? Ведь до ближайшего магазина несколько километров”.Телефон Ванды Адамовны многие сельчане знают наизусть. Могут позвонить, что-нибудь заказать или попросить лекарства привезти, свежую почту, счет на мобильном телефоне пополнить.— Ничего, я к этому уже привыкла, — смеется она. — Мне несложно, да и со всеми надо хорошие отношения поддерживать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Оказалось, что не прижилась на селе привычка общаться с продавцом через узенькое окошко. |
|