Магнатский род Радзивиллов, которых называли некоронованными королями Великого княжества Литовского, прославился многими известными личностями, так что выбрать героем материала кого-то одного было непросто. В итоге мы решили остановиться на таком ярком и необычном представителе рода, как Кароль Станислав Радзивилл по прозвищу Пане Коханку, которого называют самым эксцентричным персонажем белорусской истории.
Снег в середине лета
Кароль Станислав Радзивилл родился 27 февраля 1734 года в Несвиже. Легенды окутывают его биографию, начиная с самого детства. Говорят, учиться княжеский сын не хотел, долгое время не умел даже читать. Его учитель был вынужден рисовать мелом на доске буквы и просить Кароля Станислава целиться в них из лука. Якобы таким экстравагантным методом княжич и осилил грамоту.
Честно сказать, в эту историю верится с трудом. Не стоит забывать, что Кароль Станислав был сыном одной из самых образованных женщин Европы, первого драматурга Речи Посполитой Франтишки Уршулы Радзивилл. Едва ли она допустила бы, чтобы сын рос неучем. К тому же, по имеющимся данным, юный князь получил образование в Несвижском иезуитском коллегиуме, а преподавали там на совесть. Есть сведения, что он говорил на семи языках.
С молодых лет Кароль Станислав, как представитель богатого и влиятельного рода, участвовал в политической жизни страны. Он неоднократно избирался послом в сейм (парламент Речи Посполитой), занимал государственные должности. Однажды князь даже принимал в своей резиденции польского короля Станислава Августа Понятовского, устроив по этому случаю пышные торжества и разыграв на реке силами собственной флотилии битву при Гибралтаре.
Но в целом его отношения с «властями предержащими», прямо скажем, не сложились. Он выступал против усиления российского влияния в политике Речи Посполитой, вступал в вооруженные конфликты с войсками Екатерины II. В 1764 году, потерпев поражение в бою под Слонимом, вынужденно эмигрировал в Европу, а его обширные владения были конфискованы. Некоторые белорусские историки считают, что уже в те годы из богатого радзивилловского замка начали вывозить ценные экспонаты, находящиеся сейчас в Эрмитаже.
И все-таки в историю Пане Коханку вошел не как политик, а как большой юморист и любитель экстравагантных поступков. Прозвище Пане Коханку можно перевести с польского как «любименький пан», Кароль Станислав получил благодаря своему излюбленному присловью — именно так он всегда обращался к своим собеседникам. Согласитесь, уже по одному этому штриху можно нарисовать в воображении портрет эдакого весельчака и балагура.
Самая известная из эксцентричных выходок Пане Коханку — это история про «радзивилловский снег». Как-то раз в разгар лета в Несвижском дворце князя был пышный прием. Однако праздничное настроение собравшимся портила жара, и тогда Пане Коханку заявил гостям, что завтра их ждет... катание на санях. Каково же было всеобщее удивление, когда поутру выяснилось, что дорога возле замка усыпана солью (притом что она тогда была очень дорогой), а у ворот стоят сани. Катание прошло успешно, а окрестные крестьяне и шляхта победнее еще долго подбирали на дороге соль.
«Числится» за Каролем Станиславом и история другого, не менее эпатажного, выезда — на санях, запряженных медведями. Неизвестный художник запечатлел этот момент в картине «Своевольная езда Пане Коханку». Если история с «радзивилловским снегом» воспринимается, честно сказать, с оттенком недоверия (все-таки Радзивиллы всегда были прагматичными хозяевами), то выезд на медведях вполне мог иметь место. Кароль Станислав любил дрессированных медведей, в его летней резиденции Альба они устраивали целые цирковые представления.
Еще одной «притчей во языцех» стала история о том, как веселый магнат делился с народом своим хорошим настроением. Он выкатывал на несвижскую Рыночную площадь бочку с вином и, сидя на ней в костюме Бахуса, римского бога виноделия, угощал всех желающих.
Приписывают Пане Коханку и страсть к сочинительству баек о своих невероятных похождениях, за что его позже прозвали белорусским Мюнхгаузеном. Он утверждал, к примеру, что поймал в Налибокской пуще черта, которого три дня пришлось отмачивать в святой воде, чтобы из него вышла вся нечисть. Или на полном серьезе рассказывал, как во время штурма испанской Сарагосы прорвался сквозь ураганный огонь вражеской артиллерии, вскочил на вал и вдруг заметил, что сидит на одной половине коня — другую оторвало ядром.
Помимо всего прочего, Пане Коханку называют еще и... первым белорусским бильярдным шулером. Якобы был у него в замке бильярдный зал с «сюрпризом» — качающимся полом. В момент прицельного удара соперника пол начинал колыхаться, раскачиваемый специально передвигающимися по залу слугами.
Не обошелся Кароль Станислав без «приключений» и в своей личной жизни. Однажды на приеме он познакомился с красавицей-шляхтянкой Фелицией Вежбут. Молодой князь очень увлекся девушкой, однако она не ответила ему взаимностью. И тогда Кароль Станислав со своими подручными устроил «наезд» на дом, где жила Фелиция с семьей, и увез ее в свой замок. Но даже после этого девушка не согласилась выйти за него замуж. Вскоре она вернулась к родителям, и вся семья уехала из этих мест подальше от позора. Говорят, отец Фелиции проклял Пане Коханку, пожелав ему остаться бездетным.
Вот и не верь после этого в силу проклятия — дважды был женат Пане Коханку, но браки оказались несчастливыми и бездетными. Говорят, он жалел о содеянном, повсюду искал семью девушки. И якобы даже нашел, предложил большую сумму денег, но они от них отказались. В историческом романе польского писателя Юзефа Игнатия Крашевского рассказывается, что Фелиция ушла в монастырь, который волей случая оказался рядом с местом, где умирал Пане Коханку. Они встретились, и он все-таки вымолил у нее прощение.
Умер Пане Коханку в 1790 году в Польше, в одном из своих имений в местечке Белое (сегодняшний польский город Бяло-Подляска). По традиции рода его похоронили в родовой усыпальнице Радзивиллов в Фарном костеле Несвижа.
На земле несвижской
Как известно, сегодня родовой замок Радзивиллов в Несвиже является одним из четырех белорусских объектов, которому ЮНЕСКО присвоило высшую категорию ценности — всемирное наследие. Приятно отметить, что реставрация замка, которую государство активно вело последние годы, наконец подходит к концу. Пока для посещения открыта только небольшая часть объекта, в частности, восстановленная радзивилловская библиотека. Но уже этим летом двери перед посетителями распахнут Каменица и Южная галерея, а к концу года будут сданы оставшиеся части замка.
...Вместе с директором Национального историко-культурного музея заповедника «Несвиж» Сергеем Климовым я иду по замку, который хранит память о многих поколениях рода Радзивиллов. В том числе, конечно, и о герое нашей публикации Кароле Станиславе. «При Пане Коханку замок выглядел практически так же, как сейчас, в XIX веке здесь были сделаны только незначительные достройки», — рассказывает Сергей Михайлович.
На театральный зал, расположенный в левом крыле замка, мой собеседник обращает особое внимание:
— В свое время Пане Коханку оборудовал этот зал специально к приезду короля Станислава Августа Понятовского, чтобы дать достойное театральное представление. Мы возвращаем помещению его прежнее назначение. Здесь построят сцену, будут выступать театральные труппы. А в соседнем зале разместится экспозиция, посвященная богатым театральным традициям Радзивиллов, — рассказывает он.
Представление о том, как выглядели покои Пане Коханку, можно будет составить, посетив интерьерные залы замка. Часть из них обставлены как раз под XVIII век: старинная мебель, великолепные камины, часы, канделябры. Кстати сказать, в одном из залов, так называемом Охотничьем, будет стоять и бильярдный стол. Правда, раскачивающегося пола здесь делать не планируется, его наличие в замке при Кароле Станиславе ничем не подтверждено. Местные жители рассказывают, что в одном из залов после пожара действительно были проблемы с полом, его плохо починили, вот некоторые доски и качались. Так в бытность замка санаторием и родилась легенда про «бильярдные махинации» Пане Коханку.
Покинув замок, отправляюсь в родовую усыпальницу Радзивиллов, расположенную неподалеку, в Фарном костеле, — кстати сказать, третью по размерам гробницу в Европе. Именно здесь, в подвальной тиши, по сей день покоятся останки Кароля Станислава Радзивилла. «По имеющимся сведениям, российские власти не сразу позволили его здесь похоронить, гроб полвека стоял в часовне на другом берегу реки, — рассказал мне известный несвижский краевед доктор исторических наук Михаил Гурин. — Но потом разрешение все-таки было получено».
По словам Михаила Гурина, посетители усыпальницы часто спрашивают: в каком именно из гробов-саркофагов покоятся останки Пане Коханку? Возможно, ждут чего-то эксцентричного даже от места его последнего приюта. Но это не так — оно у Кароля Станислава самое обычное.
Что еще осталось в Несвиже в память о Пане Коханку? Как выясняется, не так уж и много. Иезуитский коллегиум, где получал образование юный князь, был разрушен в 1825 году. Все постройки летней резиденции Альба, где Пане Коханку любил развлекаться с гостями, исчезли с лица земли еще раньше, в 1812 году. Портрет Пане Коханку наличествует только в виде недавно написанной копии, ее можно увидеть в городской Ратуше.
Из личных вещей князя не сохранилось практически ничего, только в краеведческом музее Несвижа хранится красивая серебряная кружка, которую в народе нарекли кружкой Пане Коханку. Ее нашли за городом в начале 90-х. И как-то сразу родилась версия, что именно Кароль Станислав потерял ее во время пирушки на природе.
— По моему глубокому убеждению, недоброжелатели оболгали Пане Коханку, насочиняли баек. И половины того не было, что о нем сейчас пишут! — делится наболевшим под конец нашей экскурсии Михаил Гурин. — А это был прежде всего большой патриот, который с оружием в руках защищал свой край. Есть сведения, что в том роковом бою под Слонимом вместе с ним участвовали даже две его родные сестры Теофила и Вероника — настолько силен был патриотический запал. Вот о чем надо говорить, а не о том, катался или не катался Пане Коханку на медведях!..