Вчера исполнилось ровно 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. Дата скорбная и трагическая, ставшая для миллионов советских людей рубежом между мирной жизнью и войной. В этот день наша история разделилась на две части — «до и после войны». Особенно резко и жестко она разделилась для тех, кто в этот день встретил врага с оружием в руках прямо на границе, как это сделали защитники легендарной Брестской крепости, о которой большинство из нас в первую очередь вспоминает, когда речь заходит о первых днях самой тяжелой и кровопролитной войны в истории человечества.
Восточный форт
Сегодня трудно поверить, но ни в годы войны, ни после ее окончания никто не говорил о подвиге защитников Брестской крепости. И, возможно, история крепости над Бугом была бы иной, если бы не писатель-фронтовик Сергей Смирнов. Именно он начал поиск свидетелей обороны приграничной твердыни, завершившийся написанием знаменитой книги «Брестская крепость», в которой писатель показал все величие подвига воинов, стоявших насмерть летом 1941-го на небольшом клочке земли между Западным Бугом и Мухавцом.
А парадокс ситуации в том, что через 70 лет после начала войны нашлись люди, которые стали утверждать, что не было никакой героической обороны Брестской крепости, а если была, то масштабы ее столь ничтожны, что и говорить не о чем. Пишутся статьи, десятками издаются книги, снимаются «документальные» фильмы. И все для того, чтобы уверить нас, что Брестская крепость — это блеф, миф советской пропаганды.
Как отметил в разговоре со мной директор Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» генерал-майор Валерий Губаренко: «Цель таких измышлений понятна: оболгать Великую Победу и подвиг народа, сломавшего хребет фашистского чудовища, переписать историю, отработать заказ, заработать личные дивиденды или просто потешить ущемленное самолюбие. Защитники Брестской крепости в 41-м году защищали Родину от внешнего врага, а мы сегодня защищаем их светлую память и нашу историю».
Фальсификаторы продолжают свое грязное дело, начатое ими в конце 80-х — начале 90-х годов, когда в ходе горбачевской «перестройки» начали поливать грязью все советское, добравшись до самого святого — героев Великой Отечественной войны, в том числе и защитников Брестской крепости. Они, видимо, рассчитывают, что их читатели и слушатели плохо знают историю, потому что факты рисуют совсем иную картину. Например, никто из историков и работников Музея обороны Брестской крепости никогда не утверждал, что крепость сражалась в течение месяца. Оборону Брестской цитадели всегда разделяли на два временных отрезка. Первый — с первого дня войны и до конца июня, когда оборона носила организованный характер, и второй — июль 1941 года, когда в крепости существовали отдельные очаги сопротивления врагу. Надпись «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.7.41», которая была обнаружена на стене оборонительной казармы в 1952 году в районе Белостокских ворот, относится ко второму периоду боев. Ее сделал неизвестный герой на 29-й день войны, и она, и ей подобные — неопровержимые свидетельства мужества и стойкости защитников крепости. И таких примеров много.
Одной из самых ярких страниц обороны крепости стали бои за Восточный форт, где собрались около 500 красноармейцев и офицеров, которые пытались прорваться из крепости через Северные ворота. Возглавил оборону форта командир 44-го стрелкового полка майор П. М. Гаврилов. Кстати, немцам от пленных было известно, что укрепление обороняют несколько сот бойцов, что у них не хватает продуктов питания и практически нет воды, но сдаваться они не собираются.
К концу июня командование 45-й немецкой пехотной дивизии, которая должна была с ходу взять крепость к 12.00 первого дня войны и двигаться дальше на восток, уже дважды докладывало в штаб корпуса, что крепость пала.
29 июня началась бомбежка форта 500-килограммовыми бомбами, а когда гитлеровцы убедились, что защитники форта продолжают обороняться, на него сбросили бомбу весом 1,8 тонны. Помимо прочего в ход шли бочки с бензином и жиром. Участники тех боев вспоминают, что тогда плавился не только металл, но и кирпичи. Только 30 июня горящий форт пал. Среди пленных оказались женщины и дети, которые все эти дни были рядом с бойцами. Однако и после этого группа красноармейцев во главе с майором П. М. Гавриловым продолжала сражаться. О дальнейшей судьбе легендарного майора в своей книге пишет Сергей Смирнов. Он записал воспоминания доктора Н. И. Вороновича: «Это было 23 июля 1941 года, то есть на тридцать второй день войны, причем Воронович настаивал на дате, говоря, что он и другие врачи запомнили ее совершенно точно. В этот день гитлеровцы привезли в лагерный госпиталь только что захваченного в крепости майора. Пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощенным до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьем теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев. Они говорили об этом с невольным почтением, откровенно поражаясь силе духа советского командира, и было ясно, что только из уважения к его храбрости пленного оставили в живых».
Такова правда истории, но поскольку некоторые «псевдоисторики» считают, что самые надежные источники немецкие, дадим слово тем, кто штурмовал Брестскую крепость в июне 1941 года.
Из донесения командования 45-й дивизии о взятии Брест-Литовска: «При быстрых и энергичных действиях русские сражались в Брест-Литовске чрезвычайно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе».
И еще один примечательный документ — донесение 293-й немецкой пехотной дивизии, которая вела боевые действия в районе Семятичей — недалеко от крепости — против защитников 62-го укрепрайона («Линии Молотова»): «Во главе гарнизонов всегда были офицеры. Офицеры и солдаты всегда оборонялись до последней минуты. Хотя солдаты, вошедшие в разрушенные доты, еще подвергались обстрелу. Только придавленные развалинами, стальными плитами и трупами солдаты взывали о помощи. Требования о сдаче в плен, переданные через переводчика, перед прорывом даже не оказывали никакого воздействия».
Так писали враги.
Известные и неизвестные герои
Середина июня -– золотая летняя пора: вокруг шелестит яркая зелень, щебечут птицы, как и 70 лет назад, несут свои воды, омывая крутые валы легендарной Цитадели, Западный Буг и Мухавец. И среди этого великолепия гранитные глыбы и плиты брестского мемориала — главный монумент, руины зданий крепости, Штык-обелиск и гранитные плиты с фамилиями воинов, погибших в первые дни войны.
Всего в братской могиле захоронено 962 человека, но установлены имена только 273 из них. Как рассказала заместитель директора Мемориального комплекса по научной работе Лариса Бибик: «В 1971 году, когда открывали мемориал, известны были имена 201 защитника крепости. За 40 лет удалось установить еще 72 имени. Это кропотливый труд, но мы постоянно ведем эту работу и считаем ее одной из главных. Многое делается нашим коллективом сотрудников для увековечения памяти погибших, сохранения исторического наследия, которым является крепость и ее памятники. При этом основное направление нашей работы – антивоенное. Нужно делать все, чтобы ужасы войны на белорусской земле никогда не повторились».
В 1997 году распоряжением Главы государства Брестская крепость определена как Центр патриотического воспитания молодежи, и сотрудниками мемориального комплекса ведется большая научная и просветительская работа. В год только на территории крепости проводится более 100 различных мероприятий: празднования Дня Победы, Дня Независимости, митинг-реквием 22 июня в День траура и скорби, принятие присяги, молодежные мероприятия, чествования ветеранов, международные и республиканские научные конференции. Каждый год организуются несколько выездных выставок, как в странах СНГ, так в странах дальнего зарубежья. Вот и в эти дни одна из таких выставок проходит в России. Всего за годы существования музея обороны крепости его посетили туристические группы из 140 стран мира, более 21 млн человек. И, как образно и точно сказала заместитель директора Л.Г.Бибик, «через посещение Брестской крепости люди всего мира открывают для себя Беларусь».
Общее достояние
А ведь был в истории Брестской крепости в середине 90-х годов прошлого века период исторического безвременья, когда интерес к ней начал падать. Требовалось обновление материальной базы комплекса, но неизвестно было, где найти для этого средства. И тогда по инициативе Президента Беларуси главы стран СНГ приняли решение о выделении средств на реконструкцию легендарного мемориала. Деньги выделили Беларусь, Россия, Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и правительство Москвы. Своевременное и справедливое решение, ведь брестская Цитадель — это наша общая история, в ее стенах сражались воины более 30 национальностей.
Постоянно выделяются средства на укрепление материальной базы комплекса из республиканского бюджета. Всего за эти годы на реконструкцию и капитальный ремонт крепости израсходовано около 17 млрд белорусских рублей. Полностью обновлено 28 объектов, на очереди — еще 6. Открыта временная музейная экспозиция «Форт №5», в планах создание на ее базе музея фортификации.
Нынешний год получился богатым на юбилеи и памятные даты. Первого июня торжественно отметили 175-летие закладки первого камня в основание крепости; 8 ноября 1956 года — 55 лет назад — открылся Музей обороны крепости; 50 лет назад — в 1961 году — состоялась первая встреча защитников Цитадели. Тогда в город над Бугом съехалось более 100 ветеранов войны. А в сентябре в крепости состоятся торжества в связи с 40-летием открытия самого Мемориального комплекса.
Тысячи и тысячи людей приходят в крепость, чтобы склонить свои головы перед подвигом павших. Причем сражались и гибли в крепости в первые дни войны не только солдаты, но и женщины и дети — члены семей комсостава. В память о них вчера на площадке перед Тереспольскими воротами крепости с участием Главы государства открыта новая скульптурная композиция «Героям границы, женщинам и детям, мужеством своим в бессмертие шагнувшим». Памятник установлен на месте жестокого рукопашного боя пограничников с прорвавшимися на территорию Цитадели гитлеровцами. И пограничники в том бою победили: ведь солдата, который не сдается, победить невозможно. А для других он становится примером мужества и стойкости. Таким примером будущим поколениям и памятником всем ее защитникам стала сама Брестская крепость.