Насколько современно белорусское образование?
23.06.2011 11:15
—
Новости Общества
|
Насколько современно белорусское образование? По данным переписи населения 2009 года, на 1000 молодых людей приходилось 169 человек с высшим образованием (по переписи 1999 года - 101) и 245 человек со средним специальным образованием (в 1999 году - 240). - Это свидетельствует о положительной динамике обеспеченности белорусской экономики высококвалифицированными молодыми кадрами, - цитирует БЕЛТА пресс-секретаря Национального статистического комитета Елену Кондратенко. О повышении уровня образованности белорусской молодежи также по ее словам свидетельствует более высокий по сравнению с 1999 годом уровень свободного владения иностранными языками. Если двенадцать лет назад доля молодых людей, свободно владеющими английским языком, составила 3,3%, а немецким - 0,8% от общей численности молодежи, то в 2009 году эти показатели были уже соответственно 12% и 2,3%. Елена Кондратенко отметила, что в общей численности населения, свободно владеющего английским языком, молодежь составляет 64% (по свободному владению немецким языком данный показатель равен 40%). Высшее образование - джентльменский минимум Неплохо, что становится все больше людей с высшим образованием. Руководитель департамента политических наук ЕГУ Виктор Мартинович сказал на этот счет: - Приятно, что иметь высшее образование в настоящее время является неким джентльменским минимумом для современных молодых людей. При этом я бы отметил тенденцию к девальвации высшего образования. Чем больше людей выпускается, тем вероятнее, что меньше внимания будет уделяться каждому конкретному выпускнику. Вообще, впору говорить не о проценте людей с высшим образованием, а о доле тех, кто владеет языками, кто способен поступать в западные аспирантуры, учиться в докторантуре. Другими словами, необходимо выработать качественные критерии оценки ситуации с образованностью в стране. То, что у нас стало больше людей с дипломами, может свидетельствовать всего лишь об увеличении набора на платные отделения вузов. Эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич также подчеркивает, что количественные показатели не говорят о качестве образования. - Количество студентов увеличивалось в связи со спросом со стороны абитуриентов. Есть спрос - есть предложение. Однако для таких систем, как образование, это чревато негативными последствиями. Увеличение количества студентов требует изменения технологии образования. Только так можно сохранить его качество. У нас этого не случилось, и произошло резкое снижение качества. Необходимо развивать рыночные отношения в образовании Вместе с тем Светлана Мацкевич констатировала, что в Беларуси нет возможности независимой оценки качества образования и высказала надежду, что вступление в Болонский процесс может изменить ситуацию в лучшую сторону. - Пока же вуз сам готовит студентов и сам себя контролирует. Вводимая система менеджмента качества рассчитана скорее на внутренне потребление. Вместе с тем оценка качества предполагает оценку извне. Например, качество образования может оценить работодатель или другой вуз, другая ступенька образования. По мнению Мацкевич, для улучшения качества образования необходимо развивать рыночные отношения в отрасли. Пока они в основном связаны с отношением "спрос - предложение" на уровне "студент - вуз", но должны быть расширены: - спрос должен исходить не от клиента, то есть абитуриента, студента, а от работодателя. Должна быть конкуренция вузов. В таком случае можно будет говорить о рынке в образовании. Система распределения - как раз свидетельство отсутствия рынка в образовании. Для развития рыночных отношений в образовании необходима политическая воля. Очевидно, что существующее управление в стране по вертикали становится тормозом и для образования, и для экономики в целом. Светлана Мацкевич считает, что для выхода из экономического кризиса необходимо ориентироваться на людей, имеющий высокий уровень квалификации. Только такие люди могут принимать нестандартные решения, когда необходимо антикризисное управление. Остается вопрос - ставят ли власти задачу поиска таких кадров. - Для того чтобы способные люди могли проявить себя в создавшейся ситуации, необходимо создавать им соответствующие условия для работы и гарантии. Чтобы такое случилось, в стране должно поменяться отношение к человеческому ресурсу, - подчеркнула Мацкевич. Белорусское образование не учит думать Эксперт Центра социальных инноваций Татьяна Пошевалова обратила внимание на то, что необходимо изучать, какой уровень знаний подтверждают белорусские дипломы. Является ли диплом белорусского вуза равным диплому бакалавра, и тем более - магистра западных университетов? Стоит ли за ним какая-то самостоятельная работа? - Возникает вопрос, какого рода знания, умения получают люди, получающие образование в Беларуси? Это аналитические навыки самостоятельного поиска информации, мышления или определенный объем выученного текста? Если техническое образование подразумевает работу мысли, то гуманитариям в белорусских вузах было достаточно лишь выучить предложенный текст, то есть усвоить определенный объем знаний, выработанный человечеством. От них не требуется способности к анализу и самостоятельному суждению. Татьяна Пошевалова отметила, что большинству образовательных систем в мире свойственно развитие у тех, кто обучается, навыков дискутировать, отстаивать свою точку зрения по поводу того знания или информации, которое они добывают самостоятельно под руководством преподавателя. - В этом смысле белорусское образование современным назвать сложно, - подчеркнула она. - Объем знаний при помощи современных технологий набрать совершенно несложно. Другое дело - научиться использовать их в профессиональной, общественной жизни. Таким образом, наше образование необходимо осовременить, чтобы оно соответствовало нынешним потребностям общества. Пока этого не происходит. 12% молодых людей, владеющих английским, - это катастрофа Что касается одного из современных требований к образованным людям - владения иностранными языками - эксперты констатировали в целом низкий уровень функциональной грамотности в стране. Между тем Светлана Мацкевич напомнила, что еще в конце 90-х годов в Беларуси была разработана концепция функциональной грамотности. Тогда на уровне Минобразования предлагался план ликвидации функциональной безграмотности. Однако воз и ныне там. Виктор Мартинович считает, что не приходится говорить о том, что в стране много молодых людей, владеющих иностранными языками на достойном уровне. - По моему мнению, то, что 12% молодых людей владеют иностранными языками, -это катастрофа. Это слишком мало, даже если учесть, что ситуация улучшилась в сравнении с 1999 годом. Нормальным можно было назвать 70-80%. Существующую ситуацию можно сравнить только с борьбой с неграмотностью в начале прошлого века. Остается только организовывать избы-читальни для молодых людей, чтобы ликвидировать языковую безграмотность. Это чудовищно, потому что английский язык является универсальным языком, на котором можно получать знания в различных странах мира. Вместе с тем Виктор Мартинович считает, что ситуация не изменится, пока в стране не появится возможность для молодых людей путешествовать, ездить по программам академического обмена. Беларусь остается очень закрытой страной. Для того, чтобы наши школьники, а потом студенты массово заговорили на иностранных языках, должно измениться очень многое. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Согласно статистике, белорусская молодежь становится все более образованной. Однако можно ли считать образование в Беларуси современным, а уровень...
|
|