«В ходе дополнительной проверки исследовать все доводы и факты, изложенные в материалах дела, не представилось возможным». К таким выводам после многонедельных разбирательств пришли столичные чиновники в погонах, которые сами заварили так называемое «Дело биологов».
А вот чтобы вечером 19 декабря 2010 задержать и осудить невиновную супружескую пару, спецназовцам и судье потребовалось всего-то не более получаса чистого времени.
Очевидно, что последняя статья, обращенная по сути и содержанию к министру внутренних дел Анатолию Кулешову, сработала в обратном направлении. С большой долей уверенности могу утверждать, что нашли способ «надавить» на Жанну Бусеву и ее мужа Михаила Плюту, чтобы они «заткнулись, все забыли» и начали прятаться от журналиста. Для этого достаточно, к примеру, одного телефонного звонка руководству Научно-практического центра по биоресурсам НАН Беларуси, где супруги трудятся в сфере изучения жизни в воде. Теперь они познали и новые особенности выживания на суше…
Генералу Кулешову не за что извиняться перед Жанной Бусевой и ее мужем?
Напомним, как развивались события.
Поздним вечером 19 декабря супруги отправились на автовокзал «Московский» встречать возвращавшуюся из-за границы 13-летнюю дочь. Из дома на улице Берута они вышли в 23.15. В квартире под присмотром 70-летней бабушки остался их 10-летний сын.
В метро на станции «Пушкинская» пара вошла в 23.29. Минут через пять они сели в поезд, чтобы сойти на «Купаловской», перейти на первую линию и добраться до автовокзала. Однако по радио супруги услышали сообщение, что «Купаловская» закрыта и высадки пассажиров не будет. Жанна и Михаил решили сойти на станции «Немига». В 23.44 минчане вышли из подземки, поднялись на остановку общественного транспорта «Площадь 8 Марта» и стали дожидаться автобуса 91-го маршрута. Согласно расписанию, он должен был прибыть в 00.07. Однако ровно в полночь к остановке подъехали три МАЗовских автобуса бордового цвета с тонированными стеклами, из которых выскочили люди в черном, в касках, масках и с дубинками…
20 декабря 2010 года решением судьи Ленинского района Веры Тупик супруги были признаны виновными в том, что «19 декабря в период времени с 21.45 до 22.30 приняли участие в несанкционированном Мингорисполкомом митинге у д. 11 по ул. Советской в г. Минске, при этом выкрикивали лозунги «Жыве Беларусь», «Уходи». Женщину как мать двоих несовершеннолетних детей «пожалели» и наказали штрафом в 30 базовых величин, а главу семейства отправили на 15 суток на нары.
Пока муж сидел в жодинском «централе», Жанна проявила активность и сумела доказать, что в тот вечер и в тот час их и близко не было возле Дома правительства, что никаких лозунгов они не выкрикивали, а задержали их совсем в другом месте и совсем в другое время. Свою роль в этом деле сыграли записи видеокамер наблюдения метрополитена, доказавшие, что супруги невиновны, а заодно и уличившие в должностном подлоге сотрудников спецназа, которые в рапортах указали, что якобы биологов они задержали на улице Советской, где те будто бы в 22.30 принимали участие в несанкционированном митинге.
30 декабря Минский городской суд отменил постановления Ленинского районного суда в отношении супругов Жанны Бусевой и Михаила Плюты. Их административные дела — «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами» — были направлены в суд первой инстанции на новое рассмотрение. На основании этого решения Михаила освободили досрочно, из 15 суток он отсидел 10. Семья в сумме «принесла» домой полторы недели прогулов.
Из суда Ленинского района дело перекочевало в Ленинское РУВД на дополнительную проверку и… заглохло. Срок давности по привлечению к административной ответственности составляет два месяца, а потому он истек еще 20 февраля.
…В последний раз с Жанной Бусевой мы общались по телефону в конце марта — начале апреля. Супруги написали несколько жалоб в прокуратуру и получили пару отписок. В Ленинском РУВД их долго водили за нос, потом сообщили, что вроде ответ подготовили. Больше Жанна на связь не выходила…
Было понятно, почему: замученные «родной милицией», они просто устали и тихо радовались, что им удалось сохранить работу. Мне же было непонятно, каким образом подчиненные Кулешова спасли его от извинений в адрес незаконно задержанных людей. К месту напомнить слова главного милиционера страны по событиям 19 декабря: «Поэтому я отвечаю: я не превысил, равно как и мои подчиненные, ни одного пункта действующего законодательства, а следовательно, мне извиняться не перед кем и не за что». А требует того ст. 34 закона «Об органах внутренних дел Республик Беларусь»:
«При нарушении сотрудником органов внутренних дел прав и законных интересов граждан или организаций, если его действия (бездействие) признаны в установленном порядке незаконными, соответствующий орган внутренних дел обязан принять меры к их восстановлению и по требованию гражданина или организации публично принести извинения».
Понятно, что ключевую роль в этой статье милицейского закона играет фраза — «если его действия признаны в установленном порядке незаконными» и «по требованию гражданина». До «требований» дело не дошло. Если был на сей счет некий негласный приказ, то офицеры Ленинского РУВД выполнили его.
Корреспонденту Naviny.by все же удалось не только ознакомиться с итоговым постановлением по «Делу биологов», но и получить его копию. И все благодаря хорошо развитой в госструктурах бюрократии, которая тиражирует все подряд бумаги десятками. МВД здесь не исключение. Итак.
Постановление называется «О прекращении административного процесса по делу об административном правонарушении». Датировано оно 28 февраля, а подписано заместителем начальника ООПП Ленинского РУВД подполковником Д.М. Гваем. Упоминается в документе и еще один подполковник милиции — начальник милиции общественной безопасности А.Ф. Ольшевский, который, «рассмотрев дело», установил, что «в ходе дополнительной проверки исследовать все доводы и факты не представилось возможным».
Помимо этого, подполковники подсчитали, что именно «28 февраля 2010 года истекли сроки наложения административного взыскания» в отношении Михаила и Жанны, а потому постановлено «прекратить административный процесс». Все — занавес, концы в воду, честь генерала спасена, будто этих биологов в природе — ни на суше, ни в воде — вообще нет.
Так может не служат в органах старший участковый инспектор милиции ГОМ Ленинского РУВД майор милиции Лаптанович Сергей Иванович, который, в частности, составил протокол об административном правонарушении на Жанну Бусеву? О том, что женщина «принимала активное участие в несанкционированном Мингорисполкомом митинге, при этом выкрикивала лозунги «Жыве Беларусь», «Уходи», майор узнал из рапортов сотрудников полка милиции специального назначения Тукайло Дмитрия Петровича и Сокольчика Александра Викторовича, якобы лично задержавших «активную оппозиционерку». Они тоже здесь ни причем? То бишь, в ходе проверки они молчали как рыба об лед, а потому «не представилось возможным» установить их поразительную способность передвигаться в пространстве и времени?
Для признания ошибок и принесения слов извинения не обязательно ссылаться на строку закона. Про честь офицера в данном случае вообще говорить не приходится. А почему это высокое понятие не прижилось в генеральской среде, служивые хорошо знают…
По неофициальным данным, из более чем 600 задержанных 19-20 декабря 2010 года как минимум 80 человек к акции протеста никакого отношения не имели. Однако не все из них решились добиваться справедливости, видимо, подумав, что это бесполезно. В то же время, по нашим сведениям, только в один день — 30 декабря — в Мингорсуде было рассмотрено свыше десяти жалоб задержанных на постановления районных судов о привлечении их к административной ответственности.
Интернет-газета Naviny.by обращается к этим людям с просьбой сообщить, чем завершились их «хождения по мукам». Контактную информацию направляйте на адрес naviny@naviny.by.